Иван Захарченко, РИА Новости.
Северная Корея объявила мораторий на ядерные и ракетные испытания, согласившись допустить к себе инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Об этом победно отрапортовал накануне госдепартамент США по итогам переговоров с КНДР, продолжая играть спектакль, напоминающий бесконечную и уже наскучившую "мыльную оперу".
Уже много лет США заигрывают с КНДР каждый раз перед президентскими выборами, выторговывая за гуманитарную помощь видимость прекращения Пхеньяном ядерной программы. Однако, как и прежде, в ходе нынешней сделки даже не шла речь о ликвидации северокорейского ядерного потенциала.
Итогом нынешних американо-северокорейских переговоров, которые проходили 23-24 февраля в Пекине, стала договоренность о предоставлении Пхеньяну продовольственной помощи - поставках 240 тысяч тонн продуктов питания - в обмен на северокорейский мораторий.
Правда, ядерные испытания и пуски ракет дальнего радиуса действия КНДР и так уже не проводит уже почти три года (подземные ядерные взрывы были проведены дважды - в 2006 и 2009 годах). Тогда зачем это все?
Ответ легко найти, посмотрев на историю американо-северокорейских отношений: в Пхеньяне, видимо, уже ждут очередных выборов в США, прекрасно научившись понимать, что американцы пойдут на сближение, да еще и будут "кормить" гуманитарной помощью.
Поскольку обыватели в США явно не помнят, что делалось перед прошлыми выборами в отношении КНДР, для них согласие Пхеньяна на шаги по свертыванию ядерной и ракетной программ призвано выглядеть как некоторая победа американской администрации над остатками "оси зла" и как личная заслуга президента Барака Обамы. А потом, когда помощь в Северной Корее будет "съедена", а выборы в США состоятся, переговоры вряд ли уже будут нужны. Скорее, потребуется повод для взаимных обвинений. Но пока все выглядит как нельзя лучше, усилия Пхеньяна и Вашингтона приветствуют их друзья и союзники.
Переговоры глухих?
Как любят говорить сами американцы, дьявол кроется в деталях, а их несложно заметить, если прочесть не только распространенное 29 февраля заявление госдепартамента США о договоренностях с КНДР, но и официальное сообщение из Пхеньяна, переданное Центральным телеграфным агентством Кореи (ЦТАК). Судя по имеющимся между ними разночтениям, создается впечатление, что стороны слышат только то, что хотят услышать, и пропускают мимо ушей то, что, как говорится, не вписывается в концепцию.
Суть договоренностей в целом сводится к следующему: США предоставляют КНДР по 20 тысяч тонн питательных смесей и растительного масла ежемесячно в течение года, ведет переговоры об улучшении отношений, а Северная Корея воздерживается от ядерных испытаний, пусков ракет дальнего радиуса действия и замораживает работы в ядерном центре в Йонбёне, что в 100 километрах к северу от Пхеньяна, в том числе по обогащению урана. За мораторием будут следить инспекторы МАГАТЭ.
Все замечательно, если бы ни одно "но". Северная Корея подчеркивает "временный" характер этих мер только на тот период, пока переговоры с США будут результативными. Госдепартамент как-то не стал заострять на этом внимание, видимо, чтобы не умалять своих заслуг.
На бэкграундном брифинге в госдепартаменте журналистам представили картину так, что КНДР, наконец, согласилась на переговоры после того, как США и ООН ввели санкции против северокорейского государства и ему дали понять о необходимости каких-то дальнейших шагов для подтверждения серьезности стремления к денуклеаризации. И неважно, вероятно, что Пхеньян никогда и не отказывался от диалога, а, наоборот, никто не хотел говорить с северными корейцами, пока это не стало кому-то надо.
Речь идет прежде всего о возобновлении шестисторонних переговоров, которые с переменным успехом вели дипломаты России, США, Китая, КНДР, Южной Кореи и Японии с августа 2003 года. Однако они привели не к свертыванию программы Пхеньяна, а, наоборот, к созданию им ядерного оружия, после чего диалог как-то незаметно зачах.
Причем, со своей стороны Северная Корея исправно выполняла свои "пошаговые" обязательства, в отличие от своих противников, искавших поводы, не имеющие отношения к ядерной теме, для усложнения переговоров.
Нынешние американо-северокорейские договоренности в Пекине предусматривают возобновление переговоров "шестерки", хотя США и КНДР расставляют разные акценты на том, что предстоит на них обсудить.
Как заявляют в Пхеньяне, прежде всего будут обсуждаться возможность отмены американских санкций, которые душат внешнюю экономику Северной Кореи, и строительство легководного ядерного реактора, с помощью которого практически трудно получить материалы для атомной бомбы.
В 1994 году при администрации Билла Клинтона договорились с КНДР о создании международного консорциума по строительству северокорейской АЭС на двух легководных реакторах. Однако в 2003 году, когда предусматривалось начало их эксплуатации проект-"долгострой" был прекращен бывшим президентом Соединенных Штатов Джорджем Бушем. Пхеньян уже неоднократно пытался договориться о возобновлении проекта, но эти просьбы глохли в грохоте обвинений в его адрес за то, что он тайно начал создавать ядерное оружие, чтобы избежать судьбу Ирака и бывшей Югославии.
Выгода для КНДР
В конце декабря 2011 года в КНДР внезапно скончался лидер страны Ким Чен Ир, а его место занял незнакомый внешнему миру младший сын покойного руководителя Ким Чен Ын. Он провозгласил продолжение линии своего отца, который в свое время продолжал курс своего отца Ким Ир Сена. В настоящее время новый молодой вождь должен выглядеть "достойным" в глазах народа продолжателем дела отца и деда, чтобы жители КНДР наконец стал зажиточными, а страна - процветающей.
Без нормальных отношений с США, Японией и другими странами сделать это будет практически невозможно. Поэтому сближение с Вашингтоном, пусть даже временное, во-первых, подтвердит стремление Пхеньяна к нормализации американо-северокорейских отношений, а во-вторых, продемонстрирует народу, что новый лидер имеет вес и авторитет в мире.
Плюс, как уже было сказано выше, 240 тысяч тонн продовольствия, на северокорейских дорогах не валяются и позволят хоть как-то решить проблему голода.
Выгода для США
Американцы "дружили" с КНДР во второй половине 90-х при Клинтоне, причем даже после выборов. При Буше отношения были отброшены к нулевой отметке, но к концу президентского срока республиканцев открылся прорыв на переговорах о ядерной проблеме с КНДР. Очень большие надежды в Пхеньяне питали на приход к власти демократов во главе с Бараком Обамой, но, занятый войнами в Ираке и Афганистане, он не стал тратить усилия на дипломатию с КНДР.
Только сейчас при приближении новых выборов его администрация вдруг обратилась к Пхеньяну. МИД КНДР прямым текстом так и заявил: мораторий на ядерные и ракетные испытания объявлен "по просьбе американской стороны". Налицо сделка - мы вам продовольствие и потепление отношений, а вы прекратите свою ядерную деятельность. На том, видимо, и сошлись.
С другой стороны даже временное сближение США и КНДР на почве гуманитарной помощи и моратория на ядерную активность будет использовано американскими спецслужбами для того, чтобы "обновить" данные о ситуации в Пхеньяне, в том числе о том, что происходит в высших эшелонах власти и в ядерной программе.
На деле же сделка США и КНДР в практическом плане для решения ядерной проблемы и вопросов безопасности ничего не дает. Северная Корея как имела ядерное оружие и ракетные технологии, так и имеет, помимо экспериментального ядерного центра в Йонбёне, куда приедут инспекторы МАГАТЭ, западные эксперты насчитали еще несколько объектов, которые могут использоваться для производства ядерных вооружений.
Поэтому вместо бесконечных продовольственных подпиток и ничего не значащих мораториев для решения корейской ядерной проблемы от США требуется просто признать КНДР в качестве полноправного самостоятельного государства, подписать договора о мире вместо заключенного в 1953 году соглашения о перемирии и нормализовать отношения со "страной-изгоем".
На это американцы не пойдут никогда. И дело не только в идеологии, а в том, что на юге Корейского полуострова постоянно размещено около 28 тысяч военнослужащих США, за что южнокорейские налогоплательщики платят около 700 миллионов долларов в год под предлогом их защиты от "угрозы с Севера". А если не будет угрозы, то не нужны и войска, и, в конце концов, все упирается все-таки в деньги.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции