МОСКВА, 27 фев - РИА Новости. Пять "Оскаров", полученных фильмом Мишеля Хазанавичуса "Артист", грозят тем, что американская индустрия поставит черно-белое немое кино на поток, полагает Алексей Гусев, киновед, преподаватель Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения и специалист по эпохе немого кино.
"Вся любовь к Хазанавичусу уже двух киноакадемий, французской и американской, вся теплота критиков продиктована одним-единственным фактором: Хазанавичус замахивается на вещь неожиданную. Это обаятельный замах, в нем есть тонкость, лукавство - но фильм судят не по замаху, а по удару. А он размахнулся - и потом сделал вид, что просто рукой в воздухе ковырял", - утверждает Гусев.
Киновед, написавший диссертацию под названием "Смена кинематографической условности при переходе от немого кино к звуку", объяснил, что Хазанавичус не справился с материалом, так как не смог соблюсти формальную логику немого кинематографа.
Посмотрите фотоленту о триумфаторах "Оскара" >>
"Если ты стилизуешь, имитируешь, даже пародируешь материал, ты должен понимать внутренние законы этого материала. Немое кино очень сильно отличается от звукового. В отсутствие и в присутствие звука актеры играют по-разному, пишется разный сценарий, разная постановка кадра, а монтаж настолько отличается, что лучший теоретик этого вопроса Андре Базен предлагал называть монтаж звукового и немого кино разными словами", - рассказал Гусев.
Он напомнил, что Хазанавичус вместе с Жаном Дюжарденом, также заработавшим на "Артисте" "Оскара", "Сезара", "Золотой глобус" и еще множество премий, уже предприняли несколько совместных попыток стилизации.
Биография Мишеля Хазанавичуса >>
"Их "Агент 117" - полустилизация, полупародия на бондиану. Хазанавичус с Дюжарданом осуществляют некий проект в духе акунинского, последовательно проходясь по ушедшим жанрам", - отметил собеседник агентства.
Однако с немым кинематографом, по его мнению, режиссер не справился, как не справился бы Борис Акунин с описанием деяний Фандорина по законам "Одиссеи", гекзаметром.
"Мое самое мрачное ожидание - что пример Хазанавичуса, как и положено по законам американской индустрии, станет заразителен, производство немых черно-белых фильмов попробуют поставить на поток, и будет еще хуже. Фильм "Артист" - неудачная, неумная попытка искреннего человека, который наткнулся на новую территорию и не понял, что она качественно другая и требует более глубокой проработки. Но остальные даже вопросом таким не зададутся", - предполагает киновед.
"В лучшем случае, - заключает он, - "Артист" останется винтажным гаджетом".