Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.
Она умеет быть разной - очаровательной и женственно беззащитной, бесшабашно энергичной и по-мужски решительной. Обаяние, помноженное на талант, чувство юмора, открытость характера и невероятная преданность профессии - вот, пожалуй, слагаемые успеха Татьяны Догилевой. 27 февраля народной артистке России исполняется 55 лет.
Самостоятельность и независимость
Несмотря на особенности ремесла, подразумевающего лицедейское растворение, без остатка, своего "я" в чужой личности, практически всех догилевских героинь объединяет одно общее ощущение - это наш человек. Не всегда родной, но всегда узнаваемый. Та самая блондинка за углом из одноименного фильма, который сделал ее знаменитой и узнаваемой. Хозяйка жизни, прекрасно разбирающаяся в бытовых тонкостях нашей быстротекущей жизни, натура энергичная и открытая. И которая зачастую значительно сильнее окружающих ее мужчин.
Догилева из тех русских женщин, про которых Некрасов написал когда-то знаменитое: "Коня на скаку остановит,//В горящую избу войдет". За эти годы она попробовала себя не только в качестве актрисы, но и кино-, а также театрального режиссера. Недавно написала авантюрный приключенческий роман. В последние годы пробует себя на общественном поприще.
С младых ногтей Догилеву отличала самостоятельность в принятии решений и независимость суждений. Она выросла в рабочей семье, где никто из ее родных не предполагал, что девочка изберет профессию актрисы. Тем не менее, это случилось. Еще подростком она занималась в актерской студии, где педагоги отговаривали ее от будущей стези, считая, что у Догилевой сложная для театральной карьеры внешность.
Тем не менее, она поступила в ГИТИС, попробовав перед этим свои силы на экзаменах практически во все театральные вузы Москвы. После окончания института у молодой актрисы, которая блеснула ролью Беатриче в дипломной постановке "Много шума из ничего", не возникло проблем с распределением. Марк Захаров пригласил ее в труппу своего стремительно набирающего популярность Ленкома. В спектакле "Жестокие игры", который стал ярким театральным событием, Догилева сыграла роль озорной и капризной Нелли.
Бегунья на длинные дистанции
Но, несмотря на столь стремительный старт, другие запоминающиеся роли она сыграла уже в театре имени Ермоловой, в спектаклях режиссеров Валерия Фокина и Романа Виктюка. Потом были другие театральные коллективы и другие постановки. Несмотря на роман с кинематографом, Догилева как-то призналась, что она - бегунья на длинные дистанции, ей легче отыграть целый спектакль, чтобы прожить роль, чем склеить ее по кусочкам.
Но, как это обычно бывает с актерами, славу и народную любовь ей принесло все же самое массовое из искусств. Догилева начала сниматься в фильмах еще будучи студенткой.
Режиссеры охотно эксплуатировали талант актрисы заполнять и оживлять своим присутствием любую экранную ситуацию. И, надо отметить, режиссеры именитые - Михаил Козаков, Юлий Райзман, Эльдар Рязанов, Владимир Бортко, Илья Фрэз, Виктор Трегубович и многие другие.
Вспомним ее бесхитростную, но обаятельно сексапильную пловчиху Светку из искрометной комедии Михаила Козакова "Покровские ворота" - музу мастера Мосэстрады холостяка Велюрова, которую то и дело разыгрывает шутник Костик. Или Жанну Капустину, скромную сотрудницу сберкассы из мелодрамы "Нежданно-негаданно", страстно влюбляющуюся в нотариуса, к которому изначально обратилась по поводу оформления неожиданно свалившегося на нее наследства.
Особо отмечу телеспектакль "Безобразная Эльза" в постановке Павла Хомского, где Догилева сыграла главную роль - угловатой девушки, гадкого утенка, которая в один прекрасный день решила доказать сестрам, что женского очарования у нее не меньше, чем у них. Сыграла очень живо, заразительно и, главное, убедительно.
Современная Дульсинея Тобосская
Визитной же карточкой Догилевой стала продавщица гастронома Надя из сатирической трагикомедии "Блондинка за углом". А их совместный дуэт с Андреем Мироновым стал одним из самых запоминающихся в отечественном кино. "Да, псисемистическое зрелище", - говорит Надя, глядя, как интеллигентный герой Миронова, устроившийся грузчиком в магазин, спит после бутылки портвейна на груде лука.
Взаимодействие активного женского начала и джентльменского отношения к дамам - основной двигатель картины, которую в год выхода на экраны посмотрело более 24 миллионов зрителей. Героиня Догилевой, по сути дела, это современная Дульсинея Тобосская для Дон-Кихота наших дней в исполнении Миронова. "Я испытываю благодаря тебе совершенно незнакомые чувства, я больше не псисимист", - говорит бывший астрофизик своей ухватистой возлюбленной из гастронома. В ответ со стороны блондинки за углом следует зажигательный и, вместе с тем, смешной танец.
Ее героиня в итоге полюбила бывшего ученого за его человеческие качества, и это чувство изменило отношение Нади к жизни. И потому этот фильм в наше меркантильное время, когда главным часто является материальное, а не духовное, до сих пор ни капли не устарел и любим аудиторией.
Интересно, что отечественные зрители могли и не увидеть эту звездную роль Догилевой. Чиновники Госкино несколько лет не хотели выпускать "Блондинку за углом" на экран, считая фильм вредным, порочащим социалистическую действительность.
Ленту разрешили к показу лишь после того, как цензура безжалостно изрезала многие сцены, которые были заменены комментариями Андрея Миронова, сопровождаемые песнями в его исполнении.
В том, что фильм вообще был доснят, а затем увидел свет, сама Догилева видит исключительную заслугу Андрея Миронова, к тому времени слишком известного актера, чтобы с ним можно было не считаться. В то же время, по ее словам, он спасал всю съемочную группу от твердолобых чиновников, "вел себя по-мужски, по-рыцарски, не позволяя нам впадать в депрессию, все время шутил, подбадривал".
Надо сказать, что успех той или иной роли во многом зависит от талантливых и чутких партнеров, которые выигрышным образом подают игру коллеги. И в этом плане лучшие работы Догилевой созданы в творческом диалоге с профессионалами высокой пробы.
В "Покровских воротах" она играла вместе Олегом Меньшиковым и Леонидом Броневым, в "Блондинке за углом" - с Андреем Мироновым, в "Забытой мелодии для флейты" - вместе с Леонидом Филатовым. А еще были в ее актерской жизни Михаил Ульянов, Ия Саввина, Екатерина Васильева, Юрий Богатырев, Ролан Быков, Олег Табаков. "Просто золотой дождь из партнеров. Это талантливейшие люди. Штучный товар", - считает актриса.
Она и сама человек небанальный. Озорной, открытый, искренний. Готовый к новым работам и новым жанрам. К ней вполне приложимы слова Костика из тех же "Покровских ворот": "Вам нужен творческий непокой". Иначе это будет уже не Догилева.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции