Рейтинг@Mail.ru
Леонид Филатов, второй Гамлет Таганки - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Леонид Филатов, второй Гамлет Таганки

Читать ria.ru в
В Театре на Таганке работали два актера-поэта: Владимир Высоцкий и Леонид Филатов. Оба были принцами Датскими – философами, теряющими спокойствие при виде несправедливости и подлости. Леониду Филатову 24 декабря исполнилось бы 65 лет.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

В Театре на Таганке работали два актера-поэта: Владимир Высоцкий и Леонид Филатов. Один сыграл яростного Гамлета с душой, истекающей кровью. Другой сыграл его друга, верного Горацио. И все-таки оба были принцами Датскими – философами, теряющими спокойствие при виде несправедливости и подлости. И оба изливали горечь в стихах, которые люди восприняли как откровение, как часть своей собственной совести. Леониду Филатову 24 декабря исполнилось бы 65 лет.

Герой золотой чеканки

Есть два типа героизма. Один – открытый, с бросками на амбразуру, с самосожжением, а другой – более скромный, выражающийся в стойкости, преданности и самозабвенной заботе о людях. Героем первого типа был Высоцкий, героем второго – Леонид Филатов, всю жизнь пытавшийся помочь коллегам-актерам и сберегший память об ушедших в цикле документальных передач "Чтобы помнили".

Многие друзья называли Филатова бессребреником, человеком редкой души, честной и беспокойной. Он то превращался в Арлекино и веселил публику (пример такой блистательной арлекинады – сказочная поэма "Про Федота-стрельца, удалого молодца" 1986 года), то был Пьеро – печальным и едким. Таким Пьеро, искренне переживавшим из-за закулисных войн, человеческой и творческой подлости, он был, когда делал фильм "Сукины дети" в 1990 году.

Эльдар Рязанов, в фильме которого "Забытая мелодия для флейты" (1987) Филатов сыграл главную роль – Филимонова, чиновника, вынужденного из конъюнктурных соображений скрывать свои истинные мысли, – как-то сказал об актере: "Леня добрый, умный, ироничный, мягкий, смешливый и очень талантливый! С моей точки зрения, он был идеальный человек…".

Филатов "был сделан из чистого золота", вторил режиссер Сергей Соловьев. Татьяна Догилева, игравшая в дуэте с Филатовым в "Забытой мелодии для флейты", называла актера "героем, который побеждал любые стихии".

Герой, озадаченный реальностью

Филатову с его резкими чертами лица и ясным взглядом очень шли роли мужчин с характером и мачо во цвете лет. Таков и его Филимонов из "Забытой мелодии…", и бортинженер-плейбой Игорь Скворцов в фильме-катастрофе Александра Митты "Экипаж" 1979 года, и чувствующий себя отвергнутым Михаил в мелодраме "Вам и не снилось" (1980) Ильи Фрэза, и Сильвио из телеспектакля Петра Фоменко "Повести Белкина" (1981), и Ким в фильме "С вечера до полудня" (1981) Константина Худякова.

В 1980-е годы, когда Леонид Филатов часто снимался, он стал одним из любимейших актеров советских женщин. Он воплощал идеал мужественности, в нем чувствовалась способность совершить искренний и безрассудный поступок.

Всероссийскую женскую любовь Филатову принес прежде всего фильм "Экипаж", который стал одним из лидеров советского проката.

Парадоксально, но до этой ленты актера считали некиногеничным и забраковывали. Александр Митта как-то заметил, что до "Экипажа" камера ни разу не вглядывалась в глаза актера, не давала зрителю возможности оценить силу его взгляда.

Когда Митта предложил Филатову роль, тот, разочарованный предыдущими немногочисленными киноопытами, сначала никак не мог поверить в это и долго выяснял у второго кандидата на роль бортинженера Скворцова – Олега Даля, не шутка ли – предложение режиссера. Даль внезапно заболел. Скворцова сыграл Филатов – и очень быстро стал одним из самых популярных киноактеров.

К счастью, герои Филатова никогда не исчерпывались "любовным" амплуа. Обычно они были думающими и сомневающимися. Его персонажей порой трудно было объяснить однозначно и причислить к одному-единственному амплуа.

Как охарактеризовать, например, Варакина из "Города Зеро" Карена Шахназарова – перестроечной фантасмагории о мифологизации советского прошлого? Отчасти Варакин – это современный Чичиков, явившийся за "мертвыми душами", встречающий разные нравы и путешествующий по кругам ада (гоголевская поэма воспроизводила схему "Божественной комедии" Данте). С другой стороны, Варакин – это и Иванушка-дурачок, попавший в заколдованное царство и заплутавший там.

А в принципе герой Филатова – озадаченный прошлым и будущим советский человек, бессильный что-либо сделать со странным и пошловатым настоящим.

"Театральный роман" Филатова

Актер, который прожил всего 56 лет, многого не сыграл. У него были непростые отношения сначала с Юрием Любимовым, директором и худруком Театра на Таганке (там Филатов обосновался сразу по окончании театрального училища имени Щукина), а потом с Анатолием Эфросом, возглавившим театр после того, как Любимова в 1984 году лишили гражданства. Филатов просто не считал нужным приспосабливаться – это было не в его правилах.

Леонид Ярмольник, друг актера, говорил о его резкости и искренности во всем. Эти качества Филатова осложняли его работу с властным и авторитарным Любимовым. Худрук Таганки не баловал Филатова главными ролями. Но когда на заре 1980-х власти начали запрещать спектакли Театра на Таганке один за другим, а Юрия Любимова, ставившего в 1984 году в Великобритании "Преступление и наказание", за его спиной лишили должности руководителя театра, а затем – и советского гражданства, Филатов безоговорочно поддержал Любимова. Он не принял Анатолия Эфроса на посту худрука Таганки.

По сути, это был период самосожжения в жизни Филатова. Он отказывался от ролей, предложенных Эфросом, а на одном из литературных вечеров прочитал обидную и несправедливую эпиграмму в адрес режиссера. Потом, уже после смерти Эфроса, актер переживал, ощущая свою вину перед ним.

В начале 1990-х, когда Любимов уже вернулся в страну и в театр, он решил обновить ряды актеров Таганки, причем за их спиной. Николай Губенко, Леонид Филатов и его жена Нина Шацкая и ряд других актеров, возмущенные политикой Любимова, решили отмежеваться от такого театра и создали в 1993 году отдельное творческое объединение – "Содружество актеров Таганки".

Решение о разрыве с "большой" Таганкой далось Леониду Филатову непросто. Таганка, по признанию Филатова, была для него "самым счастливым местом во всей нашей несчастной стране". Актер говорил: "Здесь вблизи [я] видел замечательные образцы человеческой отваги, хотя не менее близко сталкивался и с человеческой трусостью".

Все эти впечатления Филатов переплавил в творчество, в драматургию, а работа на Таганке стала той закалкой, которая пригодилась и на общественном поприще – на посту секретаря Союза кинематографистов СССР (им Филатов был избран в 1989 г).

Филатов-киновед и писатель

В многосерийном цикле передач "Чтобы помнили" (1995-2003) Филатов рассказывал о множестве актеров, которые мелькнули в советском кинематографе, как кометы, и угасли. Отчасти эта передача стала мартирологом – памятником актерам-мученикам, которых испытывала на прочность жизнь и кино (так было и с самим Филатовым), а отчасти – просветительским проектом, восстановившим забытый кусок истории кино. В 1996 году Филатову вручили ТЭФИ за проект "Чтобы помнили".

По сути, этот проект стал настоящим подвигом. Передачи цикла актер записывал даже тогда, когда тяжело заболел и лежал в больнице. В проекте "Чтобы помнили" он проявил себя и как писатель, исследователь души.

Литературное наследие Филатова – богатый материал: пьесы, лирика, пародии. Еще во время учебы в Щепкинском училище он читал преподавателям собственные стихи и прозаические зарисовки, приписывая их выдуманным иностранным авторам. А студенты-однокашники ставили написанные им сценки.

Впоследствии за свои произведения, например, комедию "Лизистрата" и поэзию, Филатов получал литературные премии. И все же главный эквивалент премии – народное признание, ощущение произведения как портрета эпохи и нравов. И это признание Филатов получил сполна.

По сатирической сказочной поэме "Про Федота-стрельца, удалого молодца" был снят фильм (режиссер Сергей Овчаров, 2000 год), а до этого Филатов сделал моноспектакль в 1988 году. Три года назад по культовой поэме вышел полнометражный мультфильм, в котором главных героев озвучили Сергей Безруков и Чулпан Хаматова.

Строки из "Федота-стрельца" цитируются сегодня так же часто, как и, к примеру, строки из известнейших песен Высоцкого или Окуджавы. Подчас люди жонглируют цитатами из филатовской поэмы, искренне считая их фольклором. А на форумах поклонники Филатова замечают, что его поэма – на все времена.

И действительно: это остроумная и точная картина русской жизни, русского менталитета и власти. Разве устаревают строки: "Кто хотит на Колыму, выходи по одному!", "Утром мажу бутерброд – сразу мысль: а как народ?" или "Я полезных перспектив никогда не супротив…"?

А некоторые строки как будто списаны с декабрьских событий – митингов после выборов в центре Москвы:

"Там собрался у ворот
Энтот... как его... народ!
В обчем, дело принимает
Социяльный оборот!"

То, что Филатов не сыграл, не прожил в искусстве, он прожил в литературе. У него были три равновеликих таланта: актерский, писательский и дар безупречного прямодушия.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала