Рейтинг@Mail.ru
Евгений Гришковец попрощался с бумагой и спел "оду" водке - РИА Новости, 23.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Евгений Гришковец попрощался с бумагой и спел "оду" водке

РИА Новости. Алексей Филлипов
РИА Новости. Алексей Филлипов
Читать ria.ru в
Юбилейный 75-й сезон в Доме актера начался с творческого вечера писателя и актера Евгения Гришковца. Он прочитал неопубликованные произведения и поговорил со зрителями о личном, в частности, о бумаге и водке.

Юбилейный 75-й сезон в Центральном Доме актера начался с творческого вечера писателя, драматурга и актера Евгения Гришковца. Он прочитал неопубликованные произведения и поговорил со зрителями о личном, в частности, о бумаге и водке.

Директора Дома актера Игорь Золотовицкий и Александр Жигалкин, вышедшие первыми на сцену, отметили, что в этот уникальный вечер "впервые за 75 лет истории этого Дома, здесь полный зал людей, которые купили билет на выступление артиста".

Посмотреть видео: Гришковец на юбилейном вечере рассуждал о том, чему научился за 45 лет >>

Директора пообещали, что билеты не станут дешевле, но зато через некоторое время все будут приглашены в "новое пространство", а вырученные от продажи билетов деньги пойдут на реконструкцию ЦДА. Стоимость билетов на концерт Гришковца варьировалась от одной тысячи рублей до трех. В зале присутствовали исключительно поклонники писателя. Никакого бомонда. Игорь Золотовицкий поздравил Евгения с днем рождения (17 февраля ему исполнилось 45 лет), вручил букет роз и торжественно объявил: "А сейчас танцует Евгений Гришковец!". Но чуда не произошло. Гришковец танцевать не стал, а сразу приступил к "докладу".

- Я впервые на сцене ЦДА, - отметил он. - Раньше меня сюда не звали, а теперь сменилось руководство. Это мои друзья, вот меня и пригласили. Это третье или четвертое мероприятие за всю мою жизнь, которое можно назвать творческим вечером. Сегодня я прочитаю то, что еще никто не слышал, кроме моих друзей и жены.

Гришковец рассказал, что недавно закончил работу над текстом нового спектакля, который будет называться "Прощание с бумагой". Он также пообещал прочитать несколько неоконченных эссе, "практически научных работ", которые посвящены водке: "Водка и управление временем", "Водка и связь ее с коллективной памятью", "Связь водки с географией".

После чтений назревало обсуждение услышанного с залом. Гришковец попросил не писать ему записок, "потому что он плохо разбирает чужие подчерки". И тут же начал читать отрывки из "Прощания с бумагой" о судьбоносности эпистолярного жанра, который уходит в небытие, в век компьютерных технологий. Кстати, сам Гришковец компьютером не пользуется, по-прежнему пишет ручкой, шариковой или гелевой.

- Каждый год, 1 января, в шесть часов вечера я сажусь писать, - начал Евгений "в пику" "несчастному" тезке  Жене Лукашину, который, как зомби уже 30 лет 31 декабря ходит в баню, а оттуда - к Наде,  не думая о  первоянварских последствиях …

- Я родился 45 лет назад в городе Кемерово, - продолжал писатель, вызвав приступ смеха в зале в преддверии эссе о водке, помятуя о гребенщиковском "Человеке из Кемерово". - Я не мог себе представить, что когда-нибудь буду исполнять что-нибудь на сцене, потому что я картавил и до сих пор картавлю. У меня есть любимые слова - "прокурор", "транквилизатор", "крейсер Аврора", "Варвара" и "порт Артур".

Зал захлебнулся.

Евгений вспомнил, как сменил четыре школы, потому что над ним смеялись, и про то, что его картавость на языке логопедов называлась "черви-трефы". Это когда "трефы" выговариваешь нормально, а  "черви" - никак.

- С таким дефектом выступать нельзя, - продолжал Гришковец. - Но в 2001 году был продан и куплен первый билет на Гришковца. В зале было 17 зрителей, а билетов купили шесть. На этом грустная история начинающей звезды из Кемерово закончилась.

Посмотреть фотоленту: Человек-оркестр Евгений Гришковец >>

- А вечера меня поздравил с днем рождения президент России с супругой. Они сказали: "Молодец", довольны они мной в общем…, - поделился интимным Евгений и приступил к чтению нового текста "Прощание с бумагой".

Евгений не застал в школе перьевых ручек, но папа ему рассказывал, про то, как девочкам-отличницам подбрасывали в чернильницу промокашку, чтобы она там размокла и в тетради образовалась, на радость любившим пошалить мальчикам и девочкам, жирная клякса.

Вспомнил Гришковец и про записку, которую он написал жене в роддоме, когда родился его старшая дочь. В то время в палаты к роженицам еще никого не пускали. "Да будь ты хоть випом преклонных годов - не положено!" - гласило незыблемое правило родильных отделений.

- Я совсем не помню, как я ее писал, но записка эта сохранилась, - разволновался Гришковец. - И написана она на бланке анализа крови: "Я счастлив! Всем уже позвонил. Мама ПриедИт во вторник. Спасибо за дочь!". Написал, кстати, с ошибкой. В этой записке я встретился с самим собой, тем, 16-летей давности. Боже, какую  же глупость я написал! А  что за сына я не был бы благодарен?

Грустно констатировать, но у сегодняшних молодых мам не останется на память ничего. Поздравительные смс исчезают вместе с устаревшими мобильными телефонами. Как и у самого Гришковца не осталось электронных писем по случаю рождения второго и третьего ребенка.

Евгений посетовал, что больше уже никогда мы не будем писать письма любимым, ожидая 10(!) дней ответа. "Сейчас пошлешь 30-50 смс за 10 минут и она - твоя! А если тебе через 10-20 минут не ответили, начинаешь звонить в панике. Что такое, тебя игнорируют!"

- А как красивы были печатные машинки - этот раритет и антиквариат! - восторгался Гришковец. - До сих пор люди их хранят на чердаках, и они радуют глаз. А компьютеры и телефоны - не антиквариат, а куски дешевой, никому не нужной пластмассы, и никто не пытается их хранить! В них не заложена задача стать антиквариатом, наоборот, как можно быстрее устареть, начать раздражать, чтобы заменить новыми…

Электронная книга, которой Евгений отдал дань, как безусловному удобству, тоже, по его мнению, таит в себе подвох.

- Очень важно видеть толстая книга или нет, - справедливо считает Гришковец. - Читать ее или даже не браться? Важно видеть в процессе чтения, сколько страниц осталось до конца. Опять же книгу важно читать, а не слушать. Потому что "я" (если книга от первого лица) – это  уже твое "я", а не "я" актера-чтеца, пусть даже это Василий Лановой, а бывает и хуже.

"Слушая книгу, никогда не поймешь, про что она, - приходит к выводу Гришковец, - Но электронная  книга победит обязательно".

Не забыл Евгений и про электронный навигатор - "неистовой голос, который командует, как проехаться по родным городам".

- Водка намного веселее бумаги, - остановил поток сознания на тему исчезновения бумажного формата  Гришковец. - Давайте я прочитаю вам эссе про водку, мы же в Доме актера, а здесь про этот напиток все понимают. Водка – напиток, не допускающий одиночного употребления. Водке нужна компания. В одиночку приличный человек много водки не выпьет… Самая лучшая компания для выпивания водки - компания людей, имеющая данное общее прошлое-компания старых друзей. Главное, чтобы люди были близки и говорили на одном языке, имели схожие взгляды на жизнь…Водке необходимо содержательное общение в процессе ее употребления… Водка самым удивительным образом связана с человеческой памятью. В нужный момент она может запустить механизм памяти, добраться до таких сокровенных пластов и залежей былого, до которых мы и близко не добираемся... Выпитая со старыми друзьями водка останавливает время, при условии, что все пьют только водку. 

- Короче говоря, "in vodka veritas! ", даже при наличии денег на коньяк или виски. "Водки "ХО" - не бывает! - уверен Гришковец в демократичности национального напитка, не разделяющего людей на классы и сословия.

Кстати о демократии, последующая беседа с залом началась с вопроса, от которого Евгений впал в ступор: "Не видит ли он прямой связи между фильмом "Сатисфакция" и событиями на Болотной площади в Москве?" Действительно, связь между алко-дуэлью двух мужчин за любовь одной женщины и митингами оппозиции уловить можно было только после "пяти бутылок", которые приняли на грудь герои вышеупомянутого фильма. Гришковец оставил вопрос без ответа, но рассказал о своей мечте - "чаще играть в кино".

- Я даже в клипе у Тимати снялся (хохот зала). Это трагическая история. От меня уходит "жена" к Дмитрию Дюжеву. Мы там пели (а петь я не умею) на пару с Гришей Лепсом. Как бы наивна эта история ни была, я согласился сниматься, потому что считаю, что артистический труд в кино - это высокооплачиваемый отдых. Я бы все время снимался, но меня не зовут, - посетовал Гришковец.

Отвечая на вопросы зрителей об инсценировках его произведений, Гришковец рассказал, что ему нравятся абсолютно все постановки его пьес, включая бразильский вариант прославившего его хита "Как я съел собаку", "где довольно смуглый человек играет в форме бразильского матроса".

Зрители поинтересовались у писателя, как он попал в фильм Алексея Учителя "Прогулка".

- Меня увидел в спектакле Учитель и пригласил, - рассказал Гришковец. - Фильм снимался летом в Питере, а меня доснимали зимой в Москве. Изначально роль писали для Максима Суханова или Федора Бондарчука, так что текст я весь переписал, потому что никто бы не поверил, что я такое могу сказать.

- Ваше самое главное потрясение за последнее время, если говорить о кино и литературе? - спросил Гришковца молодой человек из зала.

- Cамое главное мое потрясение - это фильм Тарковского "Андрей Рублев", который я посмотрел в 11 лет, - припомнил  Евгений. – Я - маленький мальчик, который после просмотра картины не особо понимал, как жить - вот это было потрясение, а все остальное – просто впечатление. Из последнего - кинокартина Сергея Лобана "Шапито-шоу" меня сильно обрадовала, фильм целомудренный, нежный и умный.

На этом Евгений Гришковец решил закончить общение со зрителями, предварительно извинившись: "Сегодня день рождения у Александра Гордона - большого знатока напитка, о котором мы только что говорили , так что я должен успеть его поздравить".

Анна Горбашова, обозреватель

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала