Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Законопроект о выборах в Госдуму: опять 225, но по-новому

Президент РФ Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Госдумы законопроект об изменениях в порядке формирования нижней палаты парламента: предлагаемые новшества направлены на обеспечение представительства в думе избирателей всех регионов и упрощение избирательных процедур. Эксперты и представители непарламентских партий опасаются, что закон усложнит жизнь оппозиции.

МОСКВА, 16 фев - РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Госдумы законопроект об изменениях в порядке формирования нижней палаты парламента: предлагаемые новшества направлены на обеспечение представительства в думе избирателей всех регионов и упрощение избирательных процедур. Эксперты и представители непарламентских партий опасаются, что закон усложнит жизнь оппозиции.

В соответствии с документом страна разделяется на 225 территориальных единиц. Это число фигурировало при формировании Госдумы первых четырех созывов, но тогда это были 225 одномандатных округов, поскольку система формирования нижней палаты была смешанной. Теперь же федеральный список кандидатов будет состоять из региональных групп.

Представленный в четверг документ стал четвертым в ряду инициатив Медведева по реформе российской избирательной системы. Ранее президент внес в Госдуму три законопроекта, один из которых дает россиянам право напрямую выбирать глав своих регионов на срок до пяти лет, а политическим партиям - выдвигать кандидатов в губернаторы, другой документ упрощает процедуру регистрации политических партий и третий - сокращает количество подписей избирателей, необходимых для участия в выборах для непарламентских партий и самовыдвиженцев.

Еще один законопроект, касающийся основных избирательных прав граждан и затрагивающий, в том числе, порядок формирования ЦИК, будет представлен через месяц-полтора.

Территории и мандаты

В соответствии с законопроектом 225 округов образуются на основе единой нормы представительства избирателей на территориальную единицу, что обеспечивает примерное равенство таких округов по числу избирателей и соблюдение тем самым принципа равного избирательного права. Единая норма представительства определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории РФ, на общее число территориальных единиц, сказано в справке к законопроекту.

Представительство избирателей в Госдуме обеспечивается и для тех субъектов РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. В каждом из таких субъектов одна территориальная единица, включающая в себя всю территорию субъекта РФ.

Эта мера, по мнению главы государства, позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте.

Границы территориальных единиц устанавливаются ЦИК один раз в десять лет (на две избирательные кампании по выборам депутатов Госдумы). При этом каждое новое установление границ проводится заблаговременно, не менее чем за год до дня голосования на очередных выборах депутатов. Таким образом, политические партии смогут заранее определиться, на какие региональные группы будут разбиты выдвигаемые ими федеральные списки кандидатов и какое число кандидатов потребуется включить в список.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей.

В методике заложен компенсационный механизм, обеспечивающий представительство в Госдуме избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта РФ.

Региональные группы

В связи с образованием территориальных единиц каждый федеральный список кандидатов разбивается на региональные группы, соответствующие территориальным единицам (в настоящее время региональные группы соответствуют субъекту РФ, группе субъектов Федерации или части территории субъекта РФ). Каждая региональная группа может соответствовать только одной территориальной единице. Ограничений по числу региональных групп не устанавливается (в настоящее время в федеральном списке кандидатов должно быть не менее 70 региональных групп). В одной региональной группе должно быть не более четырех кандидатов, а в федеральном списке кандидатов - не менее 100 кандидатов.

При выдвижении федеральных списков кандидатов политические партии в связи с отсутствием их структурных подразделений на территориях тех или иных субъектов РФ могут определить территориальные единицы, в которых не будут представлены региональные группы.

С учетом такого регулирования наличие общефедеральной части федерального списка кандидатов не предусматривается.

Упрощение процедур

Все политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, освобождаются от сбора подписей избирателей, что значительно упростит процедуру регистрации списков. Кроме того, упрощается и порядок подачи документов в Центризбирком при выдвижении списков. Так, федеральный список кандидатов, содержащий все необходимые сведения о кандидатах, будет заполняться на сайте ЦИК в интернете. Сведения о доходах и имуществе кандидатов будут размещаться не Центральной избирательной комиссией, как это предусматривается в настоящее время, а самими политическими партиями на своих сайтах, что налагает на них ответственность за достоверность указанных сведений.

СМИ, наблюдатели и фонды

Законопроектом впервые предусмотрено введение регулирования участия сетевых изданий в предвыборной агитации. Требования, предъявляемые к сетевым изданиям, во многом аналогичны тем, которые предъявляются к негосударственным СМИ. В частности, речь идет о единых для всех политических партий условиях оплаты услуг по размещению агитационных материалов, об опубликовании сведений о размере и условиях оплаты не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Госдумы и иных требованиях.

В целях повышения гласности и открытости выборов закрепляется право наблюдателей вести фото- и видеосъемку на избирательных участках, а также гарантируется возможность осуществления непрерывной видеотрансляции в интернете хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории РФ.

В числе новаций следует также отметить возможность создания избирательных фондов не только политическими партиями и их региональными отделениями, но и кандидатами. Избирательный фонд кандидата формируется из средств политической партии и из его собственных средств.

Пожертвования граждан и организаций в избирательные фонды кандидатов не предусматриваются. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 миллионов рублей.

"За" и "против"

Новый законопроект уже в первый день вызвал большое количество откликов. Эксперты и политики в целом позитивно отреагировали на документ. Опасения у некоторых из них вызывает лишь возможность стихийного партийного строительства. Звучат и высказывания о возможных злоупотреблениях, которые может породить этот закон.

В частности, либерал-демократы заявили, что готовы поддержать законопроект, но при этом высказали опасения, что в Госдуму могут попасть олигархи и криминал.

"Мы будем поддерживать законопроект, но при обсуждении выскажем опасения, что по округам будут опять избираться артисты, фигуристы, криминал. В этом есть опасность", - сказал лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

По его словам, нынешняя политическая система, хотя и обладает рядом недостатков, но "открытого криминала в Госдуме при этом нет".

ЛДПР опасается, что "быструю и легкую регистрацию партий будут использовать олигархи". Среди минусов законопроекта Жириновский также назвал возможное увеличение количества фракций в нижней палате, которым будет сложно договориться.

Коммунисты предлагают провести широкое общественное обсуждение внесенного законопроекта о выборах в Госдуму, однако считают, что документ выгоден, в первую очередь, "Единой России".

По словам первого вице-спикера, коммуниста Ивана Мельникова, этот проект может представлять собой "минное поле с разложенными на пути сладкими приманками". Он отметил, что заявлять о позиции партии до обсуждения на фракции и до того, как юристы КПРФ проведут комплексный анализ, преждевременно.

Он приветствовал такие нормы законопроекта, как закрепление права на ведение съемки наблюдателями, и главное: отсутствие в документе перехода на явно выгодную партии власти одномандатную систему.

"Под лозунгом привязки депутатов к тем или иным территориям федеральные выборы распадаются на 225 местечковых сценариев", - подчеркнул коммунист. По его словам, отсутствие хоть в каком-то виде общефедеральной части списка, возможности показать главные лица и имена партий на всю страну, - это отказ власти от обсуждения общероссийских проблем и попытка разобщения избирателей на фоне роста протестных настроений.

В любом случае поправок к этому законопроекту будет очень много, считает Мельников.

Партия "Яблоко" солидарна с коммунистами в критике отсутствия общефедеральной части списка.

"Страна разбивается на 225 округов, в них будут фигурировать только представители регионов. "Верхушка" списка отменяется, то есть, люди в регионах не будут знать, кто является лидером новой партии, потому что она, естественно, не сможет быстро себя разрекламировать. Соответственно, за эти созданные партии не будут голосовать", - сказал лидер "Яблока" Сергей Митрохин.

"Детальное ознакомление с концепцией законопроекта вызывает разочарование. Этот документ, похоже, призван компенсировать ту либерализацию, которая предполагается в другом законопроекте, позволяющем создавать в стране большое количество новых партий", - сказал Митрохин.

По его мнению, если созданные партии будут участвовать в выборах в Госдуму, то при новом законе "никто из них не сможет выбраться".

Эксперты полагают, что новый законопроект о выборах депутатов Госдумы предусматривает, с одной стороны, снижение ценза на образование партий и, как следствие, увеличение их числа на политическом поле страны.

По мнению генерального директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, существует опасность, что партии будут уже создавать не столько для того, чтобы участвовать в выборах, а для повышения престижа. По его словам, для того, чтобы процесс регистрации новых партий не был слишком стихийным и массовым, "должны быть некие блокираторы".

Политолог Владимир Слатинов также считает, что "сохранение очень низкого количества обязательных членов приведет к тому, что у нас будет взрывное партийное строительство".

Эксперты сходятся и в том, что новый законопроект "усложняет жизнь" и правила игры для подавляющего большинства малых и оппозиционных партий.

"Мне кажется, что здесь два главных следствия: первое - усложнение жизни для малых партий и вообще для подавляющего большинства оппозиционных партий. Правила игры для них выборные становятся в некоторых существенных пунктах более суровыми, более сложными", - считает глава фонда "Стратегия-2020" Михаил Ремизов.

По его словам, у подавляющего большинства оппозиционных партий "нет заметных лидеров мнений на местах" и им будет сложнее выставлять сколько-нибудь проходные списки по 225 округам. Подобная ситуация создает "определенную фору" для партии власти, а также для крупных партий с разветвленной инфраструктурой, отметил он. По мнению Ремизова, данная мера отчасти нивелирует эффект снижения ценза на образование партий, на участие в выборах.

С такой позицией согласился и Слатинов. По его словам, "эсеры, ЛДПР и еще в большей степени либералы, которые собирали Болотную, могут теперь плакать, потому что таким изощренным способом нынешняя власть, по сути дела, закладывает такие правила игры, которые в следующем избирательном цикле позволят ей при падающем рейтинге и поддержке увеличить свое представительство в Госдуме".

Еще одним следствием нового законопроекта, по мнению политологов, станет усиление роли региональных элит, в том числе губернаторов.

Среди плюсов, отмеченных экспертами в новом законопроекте, - расширение возможностей граждан реализовывать свои избирательные права, а также повышение персональной ответственности депутатов перед избирателями и рост личностного фактора в партийной политике.

Общественная экспертиза

О необходимости общественного обсуждения законопроекта заявили представители не только системной оппозиции, но и гражданского общества. Ассоциация НКО по защите избирательных прав "Гражданский контроль" сообщила, что проведет общественную экспертизу законопроекта о новом порядке выборов в Госдуму и даст свою оценку правовым нормам, предложенным в документе.

В "Гражданском контроле" назвали хорошей и своевременной инициативу Медведева в связи с тем, что, по мнению организации, "в Госдуме действительно наблюдается некоторый перекос: крупные регионы подчас имеют слишком большое представительство, малые не имеют ни одного депутата".

Директор ассоциации по экспертной деятельности Александр Игнатов озвучил вопросы, на которые ассоциация обратит первостепенное внимание: "будет ли предложен механизм самовыдвижения кандидатов? каким образом и по каким принципам будет происходить "нарезка" 225 округов?".

Он добавил, что ассоциация "Гражданский контроль" постарается успеть обнародовать и передать депутатам общественную экспертизу текста законопроекта до первого чтения. По словам эксперта, ожидается, что к подготовке экспертного заключения подключится Общественная палата РФ.

В Госдуме не исключают, что могут принять законопроект в первом чтении в начале апреля.

Рекомендуем
Денис Проценко
Главврач больницы в Коммунарке заразился коронавирусом
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала