МОСКВА, 16 фев - РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект о выборах депутатов Госдумы: действующая сейчас пропорциональная избирательная система сохранится, но с рядом новаций.
Предлагаемые новшества направлены на обеспечение представительства избирателей всех субъектов Федерации в нижней палате парламента, а также на упрощение отдельных избирательных процедур.
Изменить действующий порядок выборов депутатов Госдумы Медведев предложил в послании к российскому парламенту в конце прошлого года.
Территории
В соответствии с законопроектом вся территория страны разделяется на 225 территориальных единиц. Они образуются на основе единой нормы представительства избирателей на территориальную единицу, что обеспечивает примерное равенство таких округов по числу избирателей и соблюдение тем самым принципа равного избирательного права. Единая норма представительства определяется путем деления общего числа избирателей, зарегистрированных на территории РФ, на общее число территориальных единиц, сказано в справке к законопроекту.
Для определения числа территориальных единиц в каждом субъекте Федерации число избирателей, зарегистрированных в нем, делится на число, составляющее единую норму представительства. Целая часть полученного частного является предварительно установленным числом территориальных единиц для соответствующего субъекта Федерации.
Представительство избирателей в Госдуме обеспечивается и для тех субъектов РФ, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. В каждом из таких субъектов одна территориальная единица, включающая в себя всю территорию субъекта РФ.
Оставшееся территориальные единицы распределяются (по одной) только между субъектами, в которых число избирателей больше единой нормы представительства.
Границы территориальных единиц устанавливаются ЦИК один раз в десять лет (на две избирательные кампании по выборам депутатов Госдумы). При этом каждое новое установление границ проводится заблаговременно, не менее чем за год до дня голосования на очередных выборах депутатов. Таким образом, политические партии смогут заранее определиться, на какие региональные группы будут разбиты выдвигаемые ими федеральные списки кандидатов и какое число кандидатов потребуется включить в список.
Мандаты
К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, получившие 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Депутатские мандаты распределяются сначала между федеральными списками кандидатов, а затем внутри каждого списка в соответствии с методикой распределения депутатских мандатов, предусматривающей передачу мандатов спискам пропорционально полученному ими числу голосов избирателей. В методике заложен компенсационный механизм, обеспечивающий представительство в Госдуме избирателей, зарегистрированных на территории каждого субъекта РФ. Обеспечение такого представительства осуществляется путем передачи не менее одного депутатского мандата федеральному списку кандидатов, получившему наибольшее число голосов в субъекте Федерации, сказано в справке к законопроекту.
Региональные группы
В связи с образованием территориальных единиц каждый федеральный список кандидатов разбивается на региональные группы, соответствующие территориальным единицам (в настоящее время региональные группы соответствуют субъекту РФ, группе субъектов Федерации или части территории субъекта РФ). Каждая региональная группа может соответствовать только одной территориальной единице. Ограничений по числу региональных групп не устанавливается (в настоящее время в федеральном списке кандидатов должно быть не менее 70 региональных групп). В одной региональной группе должно быть не более четырех кандидатов, а в федеральном списке кандидатов - не менее 100 кандидатов.
При выдвижении федеральных списков кандидатов политические партии в связи с отсутствием их структурных подразделений на территориях тех или иных субъектов РФ могут определить территориальные единицы, в которых не будут представлены региональные группы.
С учетом такого регулирования наличие общефедеральной части федерального списка кандидатов не предусматривается.
Упрощение процедур
Все политические партии, выдвинувшие федеральные списки кандидатов, освобождаются от сбора подписей избирателей, что значительно упростит процедуру регистрации списков. Кроме того, упрощается и порядок подачи, документов в Центризбирком при выдвижении списков. Так, федеральный список кандидатов в машиночитаемом виде, содержащий все необходимые сведения о кандидатах, будет заполняться на сайте ЦИК в интернете. Работу по созданию такой машиночитаемой версии планируется завершить к 1 января 2015 года. Одновременно появится возможность изготавливать с использованием программных средств форму заявления кандидата о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов.
Сведения о доходах и об имуществе кандидатов будут размещаться не Центральной избирательной комиссией, как это предусматривается в настоящее время, а самими политическими партиями на своих сайтах, что налагает на них ответственность за достоверность указанных сведений.
Участие СМИ и права наблюдателей
Законопроектом впервые предусмотрено введение регулирования участия сетевых изданий в предвыборной агитации. Требования, предъявляемые к сетевым изданиям, во многом аналогичны тем, которые предъявляются к негосударственным СМИ. В частности, речь идет о единых для всех политических партий условиях оплаты услуг по размещению агитационных материалов, об опубликовании сведений о размере и условиях оплаты не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Госдумы и иных требованиях.
В целях повышения гласности и открытости выборов закрепляется право наблюдателей вести фото- и видеосъемку на избирательных участках, а также гарантируется возможность осуществления непрерывной видеотрансляции в интернете хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории РФ.
Фонды кандидатов
В числе новаций следует также отметить возможность создания избирательных фондов не только политическими партиями и их региональными отделениями, но и кандидатами. Избирательный фонд кандидата формируется из средств политической партии и из собственных средств кандидата.
Пожертвования граждан и организаций в избирательные фонды кандидатов не предусматриваются. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата не может превышать 6 миллионов рублей.
Бюллетени
В избирательном бюллетене на выборах депутатов Госдумы помещаются наименования политических партий и их эмблемы, а также фамилии, имена, и отчества кандидатов, включенных в региональную группу, соответствующую определенной территориальной единице. Если в федеральном списке кандидатов отсутствует такая региональная группа, в избирательном бюллетене помещаются только наименования политических партий и их эмблемы.
С учетом изменения требований к минимальной численности политических партий и ожидаемого в связи с этим увеличения числа политических партий, которые будут бороться за депутатские мандаты, на выборах депутатов Госдумы может быть зарегистрировано более десяти федеральных списков кандидатов. В этом случае в избирательном бюллетене также помещаются только наименования политических партий и их эмблемы (поскольку комплексы обработки избирательных бюллетеней имеют ограничения по длине избирательного бюллетеня), а полный список кандидатов, включенных в соответствующие региональные группы, вывешивается в кабине для тайного голосования.