Особое геополитическое положение России на постсоветском пространстве довольно сильно влияет на внешнюю, да и на внутреннюю политику ее ближайших соседей. Поэтому события, так или иначе меняющие политический пейзаж в РФ или хотя бы намекающие на возможность таких перемен, становятся предметом пристального внимания и изучения у элит стран СНГ, Балтии и Грузии.
РИА Новости обратилось к обозревателям, экспертам, аналитикам этих государств с просьбой рассказать о том, какими из ближнего зарубежья видятся российские сугубо внутренние "политические разборки" накануне выборов президента.
Душанбе, Москва и Владимир Путин>>
Александр Князев, координатор региональных программ Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН – для РИА Новости.
Политические процессы в России были и остаются мощным фактором влияния на Киргизию – и это как минимум. В определенные периоды в этой стране вообще было признаком хорошего тона калькировать многие из российских политических инноваций.
Впрочем, начиная с 2005 года, здесь появились свои традиции – насильственной смены президентов. Но Россия все равно остается не объектом праздного интереса, а главным ориентиром. И главной надеждой.
С оглядкой на местную специфику
Нынешняя российская электоральная кампания, парламентская плюс президентская, – тому подтверждение. Интересным явлением было обсуждение в Киргизии событий конца декабря в Москве, связанных с итогами выборов в Государственную Думу. Интересным, поскольку сама Киргизия имеет достаточно уникальный опыт поствыборных протестных акций.
Правда, они часто заканчивались событиями, официально именуемыми "революционными", но дающими основание местным наблюдателям связывать любые протесты с мародерствами, грабежами, массовыми беспорядками и гибелью людей.
Российский пример для граждан Киргизии контрастен, он дает представление о политическом процессе, остающемся в рамках правового и цивилизованного поля. В таком ключе рассматриваются и предстоящие президентские выборы, несмотря на предсказуемость их результатов.
"Если президентские выборы в России зададут более цивилизованный формат, более высокую планку легитимности и цивилизованности, то на следующих парламентских и президентских выборах и в Киргизии мы получим шанс избежать очередных попыток наших правящих и оппозиционных элит и кланов зафиксировать и продолжить "революционное" статус-кво. Такие попытки есть, и будут всегда и везде, но наша республика третьего переворота, третьей революции может не выдержать. Три инфаркта подряд не бывает", – полагает известный в регионе эксперт Мурат Суюнбаев.
"С объявлением Владимира Путина кандидатом в президенты интерес к российским президентским выборам значительно упал. До этого сохранялась некая интрига. Пойдет Путин на третий срок или не пойдет? Пойдет Медведев на второй срок или нет? Сейчас Путин вернулся и не один – с группой думских старцев и молодым и интересным олигархом Прохоровым. Интрига сохраняется, но носит уже иной характер. Сколько будет туров – один или два? Сколько голосов наберет Прохоров?", – задается вопросами профессор политологии Зайнидин Курманов.
По его словам, в одном из социологических исследований по выборам президента Киргизии в конце прошлого года местные аналитики "с горечью констатировали, что киргизстанцев больше интересует не то, что собирается делать кандидат в президенты, а то – откуда он родом, кто его близкие и т.д.". Курманов полагает, что в России наблюдается похожая тенденция.
Митинг оппозиции в Москве 24 декабря 2011 года>>
Массовые акции в Москве 10 декабря 2011 года>>
Надежды на Евразийский проект
С последним мнением трудно согласиться, поскольку отсутствуют равные основания для подобных сравнений. "Предсказуемость" Владимира Путина легко подвергается сомнению, с учетом ряда озвученных им тезисов в нынешний предвыборный период.
Россия и Киргизия – разные величины. Масштабы и степени сложности российской политики, конечно же, не сравниваются с масштабами и технологиями политики киргизской.
В предвыборных тезисах кандидатов в президенты России местных политиков и экспертов волнует, прежде всего, то, какие векторы окажутся главными в политике будущего президента в отношении стран СНГ – и Киргизии, в частности.
"Нормальная и честная победа Владимира Путина, при всех ее возможных издержках для самой России, для Киргизии и других стран СНГ будет полезной. Самое главное, это укрепляет шанс реализовать Евразийский проект или, как минимум, проект Таможенного союза в самой полной мере, – считает Мурат Суюнбаев. – С другим президентом или с Путиным (…), победившим не вполне легитимно, полноценная и успешная реализация всех интеграционных проектов менее вероятна".
Интеграционная тематика, отчетливо прослеживаемая и в словах, и в делах Владимира Путина последнего времени, вызывает особый интерес. Замечено также, что она практически отсутствует, во всяком случае в конструктивной и реалистичной форме, в программах всех других кандидатов в президенты России.
Эмоциональные декларации Владимира Жириновского или Геннадия Зюганова – не в счет, их здесь не рассматривают. "Никто не сомневается в победе Путина и в том, что он и дальше будет укреплять как Россию, так теперь еще и Евразийское пространство. Следовательно, и Киргизстан не забудут, даже если вдруг, вопреки всем прогнозам, президентом выберут Прохорова, – говорит Зайнидин Курманов. – Или если Путин вдруг предложит ему премьерское кресло, взамен уходящего Медведева".
"Но не думаю, что большую часть нашего политического истеблишмента и собственно киргизстанцев, работающих в России или собирающихся выехать туда на работу, обрадовали новые идеи и призывы Путина о мигрантах, – отмечает политолог. – Некоторые аналитики считают, что это является очередным предвыборным трюком, рассчитанным на привлечение симпатий россиян. Хотя проблемы реально существуют, и их надо решать без всяких экивоков на выборы. Желательно – гуманными средствами без излишнего государственно-бюрократического хамства и выворачивания карманов. Часть из высказанных предложений стоит обсуждать, часть – нуждается в уточнении".
Трудовая миграция как способ выживания
Такое внимание к тематике миграции объяснимо. Для Киргизии экспорт рабочей силы – единственная реальная возможность улучшить материальное положение миллионов граждан, пополнить госбюджет, решить множество социальных проблем.
Трудовая миграция населения – способ если не избежать очередного социального взрыва из-за обнищания населения, то хотя бы по возможности уменьшить его вероятность.
Почти два года, прошедшие после очередной киргизской революции, – это время еще большего экономического спада. Ситуация до сих пор не имеет каких-то фиксируемых границ падения и характеризуется полной неопределенностью.
Несмотря на формирование легитимного парламента и избрание нового президента, ситуация в стране остается неопределенной. Неясны парадигмы экономической политики сформированного правительства, непонятны характер, а также механизмы предоставления необходимой внешней помощи.
Все риски прогрессируют и не могут быть остановлены, даже если правительственная программа будет обнародована. Слишком высок уровень недоверия населения и бизнес-среды к политическим кругам в целом, к правительству и к президенту Алмазбеку Атамбаеву – в частности.
В этом сложнейшем для Киргизии положении Россия рассматривается как спасательный круг. Это и поступления от трудовых мигрантов, и вероятность получения финансовой помощи во всем ее возможном диапазоне.
Образ Владимира Путина как главного внешнего партнера был главным и, безо всякого преувеличения – решающим фактором в победе Алмазбека Атамбаева на президентских выборах 30 октября прошлого года. Именно поэтому сейчас в республике с тревогой и надеждой ждут предстоящего 20 февраля визита Атамбаева в Москву.
С тревогой – поскольку за короткий срок президентства новый глава республики успел сделать немало шагов, не вполне лояльных по отношению к России. С надеждой – потому что она единственная.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции