Рейтинг школ повышенного уровня: конкуренция ради будущего детей
Анна Курская, РИА Новости.
Куда отдать учиться ребенка? С началом приемной кампании в российские школы для многих родителей этот вопрос становится особенно актуальным. Рейтинг школ повышенного уровня восьми регионов России, подготовленный РИА Новости в рамках проекта «Социальный навигатор», поможет родителям сделать осознанный выбор.
Специализированную школу следует выбирать, ориентируясь на склонности ребенка, но и не забывая о предстоящих расходах, поскольку частичная платность обучения сегодня заставляет многих родителей пересматривать свои приоритеты, утверждают эксперты.
Школы с углубленной подготовкой по ряду предметов существуют во многих странах мира. Возможность отдать ребенка учиться в одну из лучших школ становится заветной мечтой для многих родителей. Они понимают, что в этом случае они нажимают на кнопку лифта, который рано или поздно поднимет их ребенка вверх по социальной лестнице.
Кое-где, например, в Финляндии, стабильно занимающей первые места в международных рейтингах грамотности PISA, различия между школами намеренно устранены, чтобы поставить всех выпускников в равные условия. Но в России такой практики не существует. И хотя на бумаге все школы обеспечивают выпускникам стандартный набор знаний, родители прекрасно знают разницу между «хорошими» и «плохими» школами. В «плохих» вечный недобор, а вокруг «хороших» - родительский ажиотаж, связанный с надеждой на близкую к 100% вероятность поступления в лучшие вузы.
К школам повышенного уровня обучения в России относятся гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением какого-либо предмета или центры образования, совмещающие классы разного типа. В стране их более 12%, в них учатся более 17% школьников.
Следует отметить, что попыток экспертного сравнения лицеев и гимназий из разных регионов до сих пор не проводилось. Рейтинг школ повышенного уровня восьми регионов России, подготовленный РИА Новости при поддержке Межрегиональной ассоциации мониторинга и статистики образования (МАМСО) в рамках проекта «Социальный навигатор» стал первым проектом подобного рода (методика).
В рейтинг вошли 597 гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением отдельных предметов, образовательных центров г. Москвы, Московской, Самарской, Новосибирской, Иркутской областей, Красноярского края, Пермского края, Республики Удмуртия. Правда, столичные учебные заведения представлены не полностью: в рейтинг вошли только 14 школ повышенного уровня, добровольно решивших участвовать в исследовании.
При составлении рейтинга эксперты оценивали возможности индивидуального развития учащихся, результаты и условия обучения, а также доступность школ, в том числе финансовую.
Результаты исследования оказались, с одной стороны, вполне предсказуемыми. Сельские школы, как правило, уступают городским по уровню подготовки учеников. Дело здесь не только в отсутствии квалифицированных кадров. Как правило, школы показывают худшие результаты, когда им не с кем конкурировать, и это в равной мере можно отнести и к городским гимназиям и лицеям.
С другой стороны, приятной неожиданностью для экспертов стало то, что некоторые школы из небольших городов все-таки с успехом конкурируют со школами, расположенными в мегаполисах.
Школа для ребенка, а не ребенок для школы
Выбирая специализированную школу, родителям стоит в первую очередь обратить внимание не на ее престиж, а на направленность образовательной программы, ее соответствие склонностям и задаткам ребенка. Но здесь-то и начинаются основные проблемы, потому к поискам школы родители часто приступают задолго до того, как ребенок начинает отчетливо демонстрировать свои таланты.
«До 6-7 лет о мотивации ребенка к учебе не имеет смысла даже разговаривать, какие-то наклонности могут проявляться только в игре, - рассказал РИА Новости научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. – Но перед записью в школу стоит обратиться к специалистам, психологам и педагогам, чтобы посмотреть, не готов ли ребенок к обучению в школе повышенного уровня, какого направления у него способности».
Правда, и в этом возрасте склонности к конкретным наукам и искусствам проявляются далеко не у всех, и лучше всего, если начальная школа станет для ученика местом, где ребенок попробует себя во всем понемногу.
Критический возраст в смысле проявления способностей наступает в конце начальной школы, в раннем подростковом возрасте. Вот здесь и надо очень внимательно посмотреть на наклонности ребенка, считают специалисты. Именно поэтому многие гимназии начинают прием не с первого, а с пятого или шестого класса.
Если же и после шестого класса подросток не смог определиться со своими желаниями, ничего страшного, можно учиться и в школе без специализации, считает Александр Адамский. Лишь бы школьник мог бы попробовать себя в максимальном количестве видов деятельности.
«Надо пробовать «безответственно», не для того, чтобы выбрать профессию, а для того, чтобы испытать себя – в творчестве, исследовании, изобретательстве, в чем-то таком, в чем школьник сможет себя максимально реализовать», - подчеркнул эксперт.
Подводные камни социального расслоения
Представители федеральной власти в последние годы регулярно делают заявления о том, что среднее образование было и остается бесплатным в рамках стандарта. Но для углубленного изучения тех или иных предметов, как правило, не хватает учебных часов, заложенных в стандарт. Фактически образование в лицеях и гимназиях уже перешло на частично платную основу. Родители вполне официально заключают со школами договоры и платят за обучение своих детей.
Такой подход неизбежно приводит к социальному расслоению, хорошее образование становится привилегией обеспеченных людей, и сегодня этот эффект уже начинает проявляться в полной мере, считают эксперты.
В этой ситуации способные дети из бедных семей оказываются в заведомо худшем положении, и помочь им должно государство, считает Ефим Рачевский.
«Государство или муниципалитеты должны находить дополнительные ресурсы, например, для оплаты второго иностранного языка, - рассказал он. - На практике это осуществляется только в тех регионах, у которых есть деньги. В Москве, например, до сих пор система дополнительного образования финансировалась очень хорошо, но с 1 января 2012 года здесь тоже началось урезание финансирования, невзирая на то, что Москва – это богатый регион».
В дотационных регионах ситуация с дополнительными учебными часами складывается менее оптимистичная. Комиссия по развитию образования Общественной палаты, которую возглавляет ректор НИУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов, в течение нескольких лет пытается решить эту проблему путем законодательного введения норматива бюджетного финансирования кружков и секций для каждого российского школьника.
«Мы предложили установить норматив – один бюджетный час в неделю на одного российского ребенка, - рассказал Ефим Рачевский. - Это очень большие деньги, и это очень сложно сделать. Но если цены на нефть не упадут, и будущий президент возьмется за эту работу, то это будет одним из его самых весомых вкладов в историю России».
Методика рейтингования школ повышенного уровня
Основные результаты сравнительной оценки школ повышенного уровня
* Распределение общеобразовательных учреждений повышенного уровня по регионам (данные Росстата 2009-2010)
** Численность обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) по регионам (данные Росстата 2010)