Эксперты группы №8 "Новая школа" по обновлению Стратегии-2020 подчеркивают, что одним из ресурсов развития школы могла бы стать семья: уровень образования у родителей в России - один из самых высоких в мире. О том, почему сейчас этот ресурс задействован недостаточно, в интервью РИА Новости рассуждает сорукодводитель экспертной группы №8 "Новая школа", научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин.
- Исак Давидович, до сих пор многие российские родители воспринимают школу как камеру хранения, куда ребенка можно "сдать" и не беспокоиться. Откуда такая традиция?
- Наша система образования изначально формировалась как государственная, в то время как, например, на Западе государственные системы образования возникали после того, когда уже была довольно сильна традиция общественного, церковного или платного образования. Государство лишь брало на себя функции поддержки этих школ, но изначально ответственность за образование возлагалась на местное сообщество и на семью.
То, что в Советском Союзе большевики охватили образованием те слои, где люди даже и не мечтали об обучении детей, было большим завоеванием. Но именно так сформировалась патерналистская система образования, которая работала с массами необразованных родителей - они в лучшем случае могли выполнять какие-то поручения школы, но не имели собственных ресурсов для развития детей.
Постепенно ситуация менялась. Это было связано как с повышением уровня образования родителей, так и с ростом их благосостояния, когда стала возможной покупка книг, игр и прочего. Образовательные ресурсы семей увеличились невероятно, а школа как игнорировала эти ресурсы, так и продолжает их игнорировать. Это подтверждают и результаты международных исследований качества образования - таких, как PISA: в этих исследованиях мы в среднем отстаем от стран с аналогичным уровнем образования взрослых.
- Есть мнение, что если бы родители активнее участвовали в жизни в школы, то и хороших школ было бы больше. Так, например, утверждает в статье "Требовать свое" журналист Александр Привалов.
- Я читал статью Привалова. Я не согласен с его критикой модернизации школы. Но я согласен, что образованные, любящие родители должны значительно больше участвовать в жизни школы. Но для этого надо изменить наши школы. Сегодня они закрыты для родителей. Информация дается дозировано, участие в обсуждении образовательной программы школы минимально. Даже когда родители приводят ребенка в школу, дальше порога охранник их не пускает. Мне очень симпатично предложение Привалова родителям брать больше полномочий, действовать решительно и активно. Но я не забывал бы и о школах. Они могут и должны создать существенно лучшие условия для проявления родительской активности.
- То есть школа должна выходить на контакт с родителями?
- После нескольких десятилетий отчуждения надо искать разные подходы. Во-первых, школа должна быть заинтересована в сближении.
Во-вторых, надо поддерживать инициативы, возникающие среди родительской общественности - ассоциации родителей, сообщества в Интернете. Например, действует сообщество будущих мам, не надо им ничего навязывать, но ведь можно предложить - давайте закрепим за вами врача, он будет отвечать на вопросы родителей в Интернете и получать за это деньги от государства.
- Надо ли принимать какие-то решения на уровне государства, которые бы способствовали сближению школы и родителей?
- От чиновников зависит очень многое - прежде всего, создание атмосферы и условий сближения. Мы несколько лет не можем принять закон об общественно-государственном управлении в образовании, который дал бы большие полномочия общественным органам управления с участием родителей. Чтобы перед таким органом управления отчитывался директор школы.
До сих пор не можем обеспечить прозрачность школ. Зайдите на их сайты - разве вы сможете узнать, как учится ребенок? Вводятся электронные дневники, но все это происходит крайне медленно.
- Родители наиболее активно занимаются детьми, когда ребенок идет в школу и когда заканчивает ее. Как можно стимулировать активность родителей в период между двумя этими точками?
- Так и есть: данные мониторинга, проведенного в НИУ ВШЭ, подтверждают: денежные вклады в образование детей имеют эти два временных пика.
Один из моих коллег предложил (спорную) идею: развивать школьное портфолио, которое необходимо было бы пополнять каждый год. Устраивать олимпиады, конкурсы. Тогда родители, возможно, станут активнее.
Еще как вариант: у нас трудно представить, чтобы, например, в музыкальную школу ребенок пошел в 5-м классе - считается, что это поздно. Но если бы для подростков создавали ситуации "второго старта", было бы больше возможностей в дополнительном образовании - кружков, секций, - то, думаю, родители и школьники эти возможности бы использовали.
Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости