Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Российский флот отказывается от новейших подводных лодок "Лада". Об этом РИА Новости сообщил в эксклюзивном интервью главком флота Владимир Высоцкий. Многолетняя эпопея по созданию прототипа неатомной подводной лодки ближней морской зоны подходит к концу: вместо него флот закупает совсем другие субмарины, до недавнего времени строившиеся на экспорт.
В существующем виде не нужна
Речь идет о проекте 677 "Лада", являющимся коренным усовершенствованием знакомых нашему флоту дизель-электрических лодок проекта 877 "Палтус". Головная лодка проекта 677 ("Санкт-Петербург") была построена и сдана флоту в 2010 году, однако до сих пор не принята на вооружение. И тому, судя по реакции военных, есть веские причины.
"Есть в опытовой эксплуатации подводная лодка "Санкт-Петербург", которая заявленные технические характеристики не показывает. Причина предельно проста... Основная недоработка – это главная энергетическая установка", – заявил главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий, добавив: "В существующем виде "Лада" Военно-морскому флоту России не нужна".
Об отказе флота от ПЛ проекта 677 пресса писала еще в конце 2011 года, да и сами военные относились к этому кораблю очень настороженно – их совершенно не устраивала (и, судя по словам главкома, не устраивает до сих пор) техническая готовность лодки.
Подводный стенд для испытания нервов
"Санкт-Петербургу" сильно не повезло. Заложенная в 1997 году, эта лодка строилась долго и мучительно. На воду ее столкнули только в 2004 году, но передать флоту никак не получалось. Флот просто не желал брать на себя то, что на этой лодке творилось.
Планировалось, что "Петербург" станет первой так называемой "неатомной" подводной лодкой российского флота. "Неатомными" лодками в России называют ПЛ с комбинированными воздухонезависимыми энергетическими установками, чтобы отличать от классических "дизель-электрических", нуждающихся в атмосферном воздухе для дизелей, а под водой двигающихся на аккумуляторных батареях.
Но в итоге такую установку создать вовремя так и не удалось. "Петербург" и без этого стал чем-то вроде испытательного стенда для отработки разного рода новшеств (по ряду сведений, доля принципиально новой техники на ней доходит до 70%). Лодку замучили детские болезни.
Годами не решались проблемы с главной энергетической установкой (ГЭУ). Реализовав на головной "Ладе" схему с полным электродвижением за счет установки всережимного гребного электродвигателя, питерские корабелы так до конца и не сумели заставить установку работать на полную плановую мощность с должной надежностью.
Фантастически непродуманная эргономика и неудобная компоновка оборудования ГЭУ вызывали просто фонтаны любви со стороны экипажа и участвовавших в наладке инженеров – постоянные отказы приходилось устранять в откровенно героических условиях.
Годами не дорабатывалась и "Лира" – гидроакустический комплекс (ГАК) лодки. Дополнительную нервозность в ситуацию вносило и то, что ГАК разрабатывался не вполне "традиционными" подрядчиками: московским ПО "Волна", а не привычным НИИ "Океанприбор". На фоне длительной неспособности довести основные системы это вызывало подозрения в "распилах" выделенных средств. Впрочем, по последним сведениям, проблема ГАК вроде бы в основном решена.
В итоге весной 2010 года лодку буквально вытолкнули на флот, однако военные моряки согласились только на передачу в опытовую эксплуатацию. Там она, похоже, и застрянет еще надолго. Работы по доводке лодки продолжаются, однако военные теряют терпение и готовы рассматривать "Санкт-Петербург" в качестве опытового стенда для обкатки разного рода новых решений, но не как боевой корабль.
Передовая технология отставания?
По словам главкома Высоцкого, один из корпусов 677-го проекта все-таки будет строиться с воздухонезависимой энергетической установкой. Скорее всего, речь идет о втором корпусе, потому что трудно представить, что ВМФ в нынешних условиях может позволить себе сразу два "предварительных" стенда, и лишь потом, третьей по счету, – лодку с анаэробным двигателем.
Главком не прояснил, о каком конкретно варианте воздухонезависимой ГЭУ идет речь. Но по ряду косвенных сведений, в последние пару лет Россия прилагала довольно много усилий для того, чтобы заполучить германскую технологию с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Эту технологию, в частности, использовали в двигательных установках германских лодок проекта 212.
Однако в данный момент более перспективной выглядит совсем другая технология – на основе так называемого "двигателя Стирлинга". По такому принципу построены, в частности, шведские неатомные ПЛ типа Gotland и японские типа "Сорю", и именно к этим технологиями проявляли огромный интерес германские корабелы. Идет активное проектирование неатомных ПЛ на базе "двигателей Стирлинга", в частности, и в Китае.
Вопрос о том, не получит ли Россия к середине 2010-х годов технологию, уже отброшенную развитыми странами, еще только предстоит осмыслить. С другой стороны, сейчас на флоте пока нет и такой. Остаются только стандартные отработанные "дизеля".
Важнейшим из производств для нас является экспортное
Проволочки с разработкой новой техники опять возвращают военных к приему, успешно опробованному как в военном судостроении, так и в других областях. Речь идет о закупке слегка доработанных версий экспортной продукции военного назначения.
ВМФ уже заказывает фрегаты проекта 1135.7, представляющие собой минимальнуо доработанные фрегаты 1135.6 (Talwar), строившиеся и строящиеся в России для индийского флота. ВВС брали многоцелевые истребители Су-30М2 (версия экспортного Су-30МК2, производимого "Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение" холдинга "Сухой"), планируют брать Су-30СМ (версия другого экспортного истребителя – Су-30МКИ от корпорации "Иркут").
Историй, когда экспортная техника непосредственно не закупалась, но работы по ее созданию позволяли довести до ума внутренние образцы, тоже хорошо известны. Так в ПВО появился зенитный ракетно-артиллерийский комплекс ближней зоны "Панцирь-С1", который первоначально дорабатывался по требованиям Объединенных Арабских Эмиратов. А сейчас, по сообщениям военных, все зенитно-ракетные системы семейства С-300П в России модернизированы по программе "Фаворит" – исходно эти работы велись над экспортными образцами С-300ПМУ-2.
Вот и в случае с "дизелями" решили взять то, что уже есть: платформу лодок проекта 636. Это экспортная версия советских лодок проекта 877 "Палтус". После 1991 года 636-й проект закупали КНР, Алжир и Вьетнам, в дополнении к проекту 877Э/ЭКМ, лодки которого также достались Польше, Румынии, Индии, Китаю и Ирану.
В 2010-2011 годах флот заказал постройку лодок доработанного проекта 636.3: три из них планируется сдать в 2014 году, одну в 2015 году, еще две в 2016 году, а всего до 2020 года ВМФ хочет заполучить 8-10 новых "дизелей".
Пока еще корабелы создадут и доведут до ума новую технологию, и насколько она еще будет востребована в мире даже через пять лет – вопрос. А "вакансии" в боевом составе флота закрывать нужно уже сейчас, и ничего лучше успешного на внешнем рынке мирового бренда Kilo-class (так по классификации НАТО обозначались советские лодки проектов 877 и 636) на руках отечественного судостроения нет. Так зачем выдумывать велосипед?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции