Рейтинг@Mail.ru
Виктор Бут, жертва информационного века - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Виктор Бут, жертва информационного века

Читать ria.ru в
Дзен
Приговор "виновен" в отношении российского гражданина Виктора Бута пересмотрен не будет, разве что какой-то результат может дать апелляция в Верховный суд США в отдаленном будущем. Срок наказания пока не назначен, но минимум – это 25 лет.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Приговор "виновен" в отношении российского гражданина Виктора Бута пересмотрен не будет, разве что какой-то результат может дать апелляция в Верховный суд США в отдаленном будущем. Срок наказания пока не назначен, но минимум – это 25 лет. А пока, может быть, смягчат условия содержания Бута – крошечная камера, кандалы и прочее. Таков результат состоявшихся ночью (по московскому времени) слушаний в федеральном суде Нью-Йорка.

Бут, таким образом, превращается не столько даже в политического заключенного, сколько в новый феномен нашего времени – жертву информационного века. Вердикт выносят не ему, а образу, созданному громадным и безликим электронным монстром. Но при этом есть реальный и живой человек Виктор Бут, который сидит в тюрьме.

"Все знают"

Давайте вспомним, в чем именно признан виновным российский бизнесмен, занимавшийся в прошлом авиационными перевозками, в том числе в Африке по контрактам с ООН. Он же – знаменитый на весь мир "оружейный барон". Его посадили вовсе не за торговлю оружием как таковую.

Чтобы водворить Бута на скамью подсудимых в Нью-Йорке, была проделана операция весьма своеобразная. В 2008 году в отеле Бангкока, столицы не США, а Таиланда, его попросила о встрече группа представителей американских спецслужб, представившаяся колумбийскими повстанцами, попросила продать партию оружия и навела на разговор о том, как он относится к американцам. Бут сказал, что американцы – его враги. Тут его и арестовали, далее была сложнейшая процедура экстрадиции в США. Кстати, сомнительная по законности.

И по сути вердикт ему вынесен именно за этот разговор. Который назвали "сговором с целью убийства американцев и официальных представителей США, попыткой приобретения и продажи ракет и поддержкой терроризма". То есть история как с Элом Капоне: на самом деле посадили его за то, что – как все знали – он был криминальным королем Чикаго, но официально – за неуплату налогов.

Ключевые слова здесь – "как все знали". Сила давления общественного мнения Америки была такова, что никто не считал недопустимым ту процедуру и тот судебный процесс. Кстати, Капоне действительно не платил налоги, а вот Бут всего лишь сказал несколько слов, записанных на заранее установленные в отеле устройства.

А теперь вот думаешь: да был ли Капоне гангстером… Хорошо, забудем о Капоне – а как насчет того, что Виктор Бут никогда не был "оружейным бароном"? И вопрос тут в том, способны ли были в это поверить выносившие вердикт американские присяжные, то есть обычные граждане, которые, конечно, знали, что если есть в мире суперторговцы оружием, так это именно Бут, о котором писали все газеты, о нем сняли знаменитый фильм в Голливуде, и так далее.

Надувной злодей

Настоящую историю Бута начинают всерьез писать только сейчас. Могу назвать готовящуюся к выходу книгу Евгения Беленького (он оказался свидетелем долгой истории с экстрадицией Бута из Таиланда) под рабочим названием The Notoriety Virus (что-то вроде "Вируса Одиозности"), хотя автор размышляет о другом варианте – Viktor Bout: the Inflatable Villain, или "Виктор Бут: Надувной Злодей". Издавать будут в Америке, потому что история вовсе не только о Буте. Она о том, что происходит с информационным обществом и что в этом обществе может случиться не с виртуальными, а с живыми людьми. Американцы тоже на эти темы дискутируют.

Виктору Буту отказали. Читать на сайте InoСМИ>>

Вот цитата из этой книги: "Бывает, что человек ложится спать и просыпается знаменитым. Нечто подобное произошло и с Виктором Бутом: в один из вечеров 2000 года он лег спать известным в узком кругу бизнесменом-транспортником, а на следующее утро проснулся всемирно одиозным "подпольным миллиардером" и "торговцем смертью", которым с тех пор в США и Европе пугают обывателей и детей". Будут, видимо, и другие книги и прочая дискуссия.

Это только кажется, что виртуальный информационный мир – всего лишь игра с фантомами, пусть и выводящая миллионы людей из реального мира, со множеством последствий для их психического здоровья. Ведь во множестве случаев заложниками этих фантомов оказываются целые правительства, не находящие сил предпринять необходимые действия, поскольку их избиратель верит не в реальный мир, а в примитивную компьютерную графику. Ну, а суд присяжных тут и подавно обречен на то, чтобы перенести игру в реальную жизнь.

Как это происходит? Отвлечемся от Виктора Бута, посмотрим на то, как воспринимают дети информационного мира сегодняшние события в Сирии. В одной и той же газете "Вашингтон пост" вы можете прочитать классическую по фразеологии колонку Энн Эпплбаум насчет того, что Россия поддерживает Дамаск потому, что оба режима недемократичны. Но несколько дней назад там же была колонка Джексона Дила о том, что на самом деле происходит в Сирии – религиозная война за передел влияния между странами Ближнего Востока, участвовать в которой США бессильны. (А раз так, то власти отделываются примитивными клише в стиле Эпплбаум).

Но эта газета – для умных, там печатают все, сегодня, например, это статья Владимира Путина "Мое видение лучшей России" и многое другое. А основная масса населения вполне добровольно не считает себя обязанной разбираться в сложных материях. И тут возникает множество вопросов – а что, дети информационного века при этом полагают, что могут быть присяжными и даже… извините, если кого-то обидел… имеют право голоса?

Дело не закрыто

Но вернемся к Виктору Буту. Контраст между информационным образом и реальным человеком таков, что "дело Бута" неизбежно будет еще долгие годы международной проблемой. И не только между Россией и США.

Дело это не единственное, но очень уж яркое. И оно не имеет решения в существующей сложной системе юрисдикций, особенно если вмешивается суд присяжных – то есть плохо информированные люди. Это что-то вроде истории с якобы террористами (и настоящими террористами) в Гуантанамо, тюрьме, находящейся как бы в "серой зоне" между юрисдикциями.

Более того, информационный век с его странностями ставит много других вопросов – о функционировании демократии и многом другом. О том, например, что век интернета и век просвещения – это, оказывается, две очень разные вещи. О том, сколько денег надо потратить на то, чтобы довести правду до публики, задыхающейся от информации и инстинктивно охраняющей от излишка таковой свой разум. И у кого в мире есть такие деньги.

Выйдет наружу и информация о том, сколько денег потратила на "дело Бута" особая группа американских следователей, в итоге не нашедшая нужных доказательств и вообще не придумавшая ничего лучше, как метод полицейской провокации (а как ей иначе было отчитываться за эти деньги?). Будет идти информационная битва. А Виктор Бут тем временем будет оставаться в тюрьме.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала