Рейтинг@Mail.ru
Адвокат Добровинский: не хочу иметь ничего общего с арт-фондами - РИА Новости, 08.02.2012
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Адвокат Добровинский: не хочу иметь ничего общего с арт-фондами

© Фото : предоставлено Александром ДобровинскимАдвокат Александр Добровинский
Адвокат Александр Добровинский
Читать ria.ru в
Дзен
Адвокат Александр Добровинский известен еще и как коллекционер, у которого с десяток серьезных собраний от фарфора и агитлака до ретромобилей. Но главное, Добровинский смог разобраться в закулисье арт-рынка: он рассказал в интервью РИА Новости, почему никогда не станет инвестировать в арт-фонды, с чем связан взлет цен на китайское искусство, и как можно проиграть миллион долларов в пуговицы.

Специалист по разводам знаменитостей и человек, который решает проблемы крупных корпораций, адвокат Александр Добровинский известен еще и как коллекционер, у которого с десяток серьезных собраний от фарфора и агитлака до ретромобилей. Но главное, Добровинский смог разобраться в закулисье арт-рынка: он рассказал в интервью РИА Новости, почему никогда не станет инвестировать в арт-фонды, с чем связан взлет цен на китайское искусство, и как можно проиграть миллион долларов в пуговицы. А также поделился своими планами по созданию частного музея режиссера Григория Александрова и актрисы Любови Орловой на их знаменитой "чаплинской" даче в Переделкино. Беседовала Мария Ганиянц.

- Только что прошел "Форум Россия 2012", на котором, наряду с перспективами экономики, обсуждали перспективы развития в России арт-банкинга, а также создания инвестиционных фондов художественных ценностей. На ваш взгляд, насколько это перспективно?

- Фондов, связанных только с искусством, ничтожно мало, в основном, это смешанные активы, которыми управляют профессиональные финансисты. У любого фонда всегда есть срок действия, где три года, где - пятнадцать. Но, положим, прошел срок и фонд должен прекратить свое существование, а активы и деньги как-то должны быть перераспределены. Все просто, если речь идет об акциях завода, а что делать с искусством, которое может быть вообще не продано, либо продано частично, а часть коллекции останется? Как правило, фондом управляют люди, которые не связаны с коллекционированием, и им наплевать на судьбу предметов искусства, но я считаю, что это нечестно по отношению к искусству. Для меня подобные инвестиции - закрытая тема. Ни один из тех вариантов, которые я видел по итогам закрытия подобных фондов, меня не устраивал. Мне кажется, что настоящим коллекционерам не стоит в таких вещах участвовать - это спекулятивная история.

- С каким бы своим собранием вы никогда не расстались?

- Самая любимая вещь у коллекционера - последняя, с ней расстаешься очень тяжело. Думаю, не смогу расстаться с агитлаком, так как коллекция нуждается в доработке, на которую уйдет остаток жизни. ("Агитлак" - термин, придуманный Добровинским по аналогии с агитфарфором, для обозначения лаковой миниатюры мастеров Палеха и Федоскино, изображавших в 1920-х - 1930-х на коробочках из папье-маше аллегорические сюжеты из советской мифологии или знакомые всем картины корифеев соцреализма. В собрании Добровинского больше 1,5 тыс. образчиков агитлака). Но я ничего плохого не вижу и в том, чтобы продавать коллекции: собрание должно жить и эволюционировать.

Например, я устал от коллекции опиумных трубок, или милитаристики, и решил с ними расстаться. Или, например, тибетские иконы XIV-XVI веков вдруг перестали меня интересовать, - тоже их продал.

- Какова судьба крупных частных коллекций?

- Есть несколько видов собирателей искусства: те, кто все оставляет детям; те, кто распродает все под конец жизни; и, наконец, те, кто умирает с этими коллекциями, и потом судьбу их собраний решают другие.

- Есть еще одна категория - те, кто при жизни строят музеи. Вы не из их числа?

- Я сейчас задумался о создании частного музея Александрова-Орловой, который будет на их бывшей даче в Переделкино. Той самой даче, которую Сталин разрешил построить Александрову по образцу дома Чарли Чаплина. Пока не понимаю, в каком режиме музей будет открыт для широкой публики. Сейчас на исторической даче, в которой не было ремонта с 1937 года, ведется реставрация. Параллельно идет тщательное изучение архива: личные дневники, более трех тысяч фотографий, в том числе и те, что Александров привез из-за границы, плакаты, письма. По итогам исследований, хочу издать книгу и выпустить ее в широкую продажу.

- Александров и Орлова - главные кинозвезды 1930-х-1940-х годов. Про них столько написано, снято документальных фильмов - неужели удалось найти что-то новое?

- Этот архив проливает свет на загадочную историю взаимоотношений Григория Александрова и Любови Орловой. Я был совершенно потрясен, когда изучил фотографии и личную переписку Режиссера и Актрисы. Столько тайн, столько "скелетов в шкафу"! Например, я нашел подтверждение тому, о чем подозревал: Александров состоял в отношениях с Марлен Дитрих, ухаживал за другой красавицей - Ольгой Чеховой.

Совсем под другим углом предстает и известная история многолетней командировки Александрова в компании режиссера Сергея Эйзенштейна и оператора Эдуарда Тиссе по Европе, США и Мексике, куда их отправили снимать и изучать кино, для того, чтобы потом работать в молодой Советской республике. Нравы в этой компании, надо заметить, были совершенно не коммунистическими. Не хочется раскрывать все секреты, но публикация дневников молодого Александрова, впервые попавшего в Европу и Америку, постоянно находившегося в тени своего великого учителя, Сергея Эйзенштейна, развеет или, напротив, подтвердит слухи и сплетни, которые окружают этих персонажей. Ведь гениям и талантам позволено гораздо больше, нежели простым смертным.

И вот они, со шлейфом романов, сомнительных связей, встреч с белоэмигрантами, про которых они даже успели снять фильм, в 1932 году вернулись в СССР, где их не только не посадили, а буквально позволили все. Эйзенштейну разрешили снимать все, что он хочет, и дали - на время - полную свободу. Александров стал выпускать советско-голливудские мюзиклы, а Тиссе доверили воспитывать молодежь во ВГИКе.
Хочу понять, почему и кто их берег всю жизнь, почему с их головы не упал ни один волос, хотя они должны были быть низвергнуты с пьедестала и сидеть, как сидели тогда многие.

- По итогам 2011 года, китайский рынок аукционных продаж в сфере искусства второй раз обогнал традиционного лидера - США (первый раз это случилось в 2010 году). Почему вдруг произошел этот "китайский" бум?

- Мало кто из европейцев представляет себе психологию китайцев. Китайцы - очень азартные люди. У них азартных игр в десятки раз больше, чем во всей Западной Европе. Лично присутствовал на игре, когда чуть все не окончилось поножовщиной, где китайцы играли в пуговицы, и проиграли более миллиона долларов. Но, несмотря на азарт, китаец может решить, что его загнали в угол "нехорошие люди" и не расплатиться. Карточного долга чести у китайца нет.

Что до интереса к китайскому искусству, взлета цен на китайских художников, то в Китае за всю историю этого государства было всего три волны искусства. И стоит китайская живопись так дорого (десять из пятнадцати самых дорогих художников 2011 - китайцы) потому, что китайцы истосковались по новому искусству. Только представьте себе, китайское искусство не эволюционировало много тысяч лет, и, изрядно поднадоело самим китайцам.

Вторая волна - это лишь 50-60-е годы ХХ века, реалистическое искусство, которое китайцы переняли с соцреализма, у советской академической школы живописи. Третья волна - современное китайское искусство ХХI века.

Почему они не покупали европейское современное искусство? Да потому, что мы для китайцев на одно лицо, поэтому и западная живопись в Китае пока не прижилась.

- Действительно, в Китае нет ни одного музея Западного искусства, в отличие, скажем, от Японии. Почему?

- Японское искусство очень самобытное и молодое, по сравнению с китайским. Японцы всегда считали, что они западные европейцы в Азии. У них, как у островного государства масса комплексов, по отношению к Западу. Западное - всегда интересно и модно: Luis Vuitton и Hermes, обязательно. Но все это, для того, чтобы оценить свое. Как бы ни была красиво одета японка, она все равно в нужный момент выйдет в кимоно, а элегантный японец на свадьбу всегда придет в черном кимоно и гольфах.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала