МОСКВА, 4 фев - РИА Новости, Мария Ганиянц. Вопрос необходимости изменения существующей системы господдержки, при которой средства распределяются Фондом кино между крупными компаниями-производителями, в сторону расширения числа участников и финансирования конкретных проектов, обсуждали участники круглого стола "Государственная поддержка производства и проката отечественного кино", который состоялся в субботу на "Красном Октябре" в рамках "Форума Россия 2012", передает корреспондент РИА Новости.
"Это не смена существующей модели, это корректировка: мы хотим сделать поддержку более точечной и более конкурентной, с позиции принципов распределения господдержки", - рассказал о планах Фонда кино его исполнительный директор Сергей Толстиков.
Он заверил собравшихся, что в правительстве стабильно планируют поддерживать кино и культуру в целом.
По итогам 2011 года Фонд кино распределил 2,86 миллиарда рублей среди семи компаний-мейджеров и социально-значимых проектов, а к концу года добавилось еще полмиллиарда рублей на полнометражную анимацию.
По его словам, изменения должны коснуться прежде всего лидеров, которые будут представлять пакеты, и уже в рамках этих пакетов разные проекты будут по-разному получать господдержку.
"Кроме того, мы хотим сделать возвратность от 10 до 50% в зависимости от характера проекта, причем эти возвратные средства опять будут направляться компаниям, - пояснил Толстиков. - А принятие ответственных решений переложат на индустриальный комитет в который войдут эксперты, он и будет решать, кому и сколько выделять на проект".
Толстиков отметил, что одной из слабых сторон нынешней модели господдержки, является то, что у молодых независимых продюсеров нет шансов войти в число компаний, которые могут рассчитывать на финансирование со стороны государства.
Он добавил, что вне деятельности Фонда в отечественной киноиндустрии есть две главные проблемы, которые тоже необходимо решить в течение ближайшего года: взаимоотношение производства и кинопоказа, и взаимоотношение телевидения и кино.
"Телевидение в свое время спасло кино, а сегодня недостаточным образом его стимулирует", - считает исполнительный директор Фонда кино.
Не все участники "круглого стола" были согласны с идеями Толстикова.
Например, президент гильдии продюсеров Ренат Давлетьяров, чья компания "Реал-Дакота", несмотря на прибыльные кинопроекты, не вошла в число тех, кого поддерживает Фонд, признался, что невозможно устроить "маленький рай" для всех. При этом, по его мнению, без господдержки не обойтись.
"Если не будет господдержки, то фильмов на частные инвестиции почти не будет сниматься", - сказал он.
Но, по словам Давлетьярова, нынешняя поддержка избранных, которую он назвал картельным сговором, по итогам полутора лет привела к тому, что на рынке произошло увеличение стоимости производства, так как те компании, которые не рискуют своими собственными деньгами, готовы платить специалистам по завышенным ценам, что в итоге приводит к углублению различий на рынке.
Давлетьяров отметил, что необходимо провести реальную оценку уже сделанных при поддержке Фонда конкретных проектов, и по итогам провести ротацию "великолепной семерки" компаний-мейджеров, о которой говорили, когда создавался Фонд и про которую, похоже, забыли.
Еще один участник дискуссии, директор Art Pictures Дмитрий Рудовский, чья компания входит в "число избранных", заверил собравшихся, что в российском кинематографе в скором времени все изменится к лучшему. По его словам, с задачей, которая стоит перед семеркой лидеров - удержать зрителей кино на российском продукте - будет проще справиться, если расширить число продюсерских компаний, которые могут претендовать на поддержку, до 12-15 компаний.
В кулуарах он рассказал РИА Новости, что идея распределения господдержки по проектам, и особенно то, что решения будут принимать какой-то индустриальный комитет, напоминает ему возврат к прежней, дискредитировавшей себя системе поддержки через Госкино.
В целом, участники дискуссии пришли к мнению, что говорить о результатах эффективности работы новой системы поддержки рано, так как пока крупные проекты, поддержанные государством, не вышли на большие экраны.