МОСКВА, 2 фев - РИА Новости. Американского художника Майка Келли (Mike Kelley), известного мультимедийными инсталляциями и перформансами, порой крайне провокационного характера, во вторник нашли мертвым в его доме в Калифорнии, сообщает в среду The Hollywood Reporter со ссылкой на заявление полиции города Пасадина (Pasadena).
Правоохранительные органы полагают, что 57-летний художник совершил самоубийство, однако окончательные выводы следствие огласит после вскрытия. Той же гипотезы придерживается и представлявшая Келли нью-йоркская галериста Хелен Уайнер (Helen Winer).
"Поразительно, как человек может такое с собой сделать - тем более, человек, у которого были успех, признание, перспективы. Майк был непреодолимой силой в современном искусстве. Невозможно поверить, что его больше нет, но мы уверены, что его наследие продолжит бросать вызов всякому, кто с ним столкнется", - цитирует газета Guardian заявление Уайнер.
Полицию в дом Келли вызвал один из его друзей, не сумевший дозвониться до художника. Он сообщил, что Келли в последнее время страдал от депрессии из-за разрыва с возлюбленной.
Келли родился 27 октября 1954 года в пригороде Детройта. Поначалу увлекался не современным искусством, а музыкой, играл в нойз-рок-группе Destroy All Monsters.
В 1978 году перебрался в Лос-Анджелес, учился в Калифорнийском институте искусств (California Institute of the Arts). В своих первых работах начал смешивать все мыслимые техники - скульптуру, рисунок, живопись, перформанс и чтение текстов, впоследствии объявил себя "анархистом от художественного производства". "Я решил стать художником, потому что я хотел быть неудачником. Во времена моей молодости не было более надежного способа сделаться изгоем, чем стать художником", - объяснял Келли журналу Interview.
Однако в итоге он получил известность и признание. Критики ценили его за неординарность мышления и смелость замыслов.
Его работы - прежде всего скульптуры и инсталляции - прославились на весь мир в середине 1980-х годов. В частности, он участвовал в выставке Documenta, а его работа Day is Done фигурировала на обложке альбома группы Sonic Youth под названием Dirty (1992), в дальнейшем его ретроспективы устраивались в музее Уитни в Нью-Йорке и в галерее Ларри Гагосяна в Лондоне.
Большая часть акций и инсталляций Келли намеренно вызывала у зрителей неприятные ощущения: в работах Келли философский или политический подтекст часто обозначался скатологическими и сексуальными мотивами. Его последний проект в галерее Гагосяна воспроизводил город Кандор из комиксов про Супермена, где непрерывно демонстрировался порнофильм с элементами садомазохизма. Излюбленными темами для размышления и переосмысления у Келли были отклонения от нормы, извращения, поп-культура и общепринятые приличия.