Защитник московского "Локомотива" Андрей Ещенко, перешедший в московский "Локомотив" в начале января из нижегородской "Волги", в интервью корреспонденту агентства "Р-Спорт" Алексею Фомину рассказал, чем отличаются тренировки у "красно-зеленых" от его предыдущих команд и почему ему не удалось закрепиться в киевском и московском "Динамо" в 2006 году.
- За время первого сбора в Португалии уже привыкли к обстановке и тренировочному процессу в "Локомотиве"?
- Вполне. Тем более, с некоторыми ребятами уже был знаком раньше: с Димой Торбинским и Ромой Шишкиным выступал за молодежную сборную России, с Ренатом Янбаевым играл в "Химках". С Дмитрием Сычевым впервые оказались в одной команде, но раньше общались. Что касается тренировочного процесса, то нормальные интенсивные тренировки. Длятся примерно 1 час 15 минут, но объем работы выполняем очень большой.
- А раньше у вас обычно по сколько длились тренировки?
- Обычно по полтора часа или 1 час 40 минут. В них было много беговой работы. Так работал под началом Яковенко, Демьяненко, Протасова.
- Сейчас можно сказать, что вернулись на пик своей карьеры, который уже был в середине 2000-х?
- Надеюсь, что это еще не предел. Хотя надеюсь, что вторая попытка закрепиться на уровне топ-клуба будет удачной. Когда ушел в киевское "Динамо" в начале 2006 года, на первых порах играл в основном составе, но перед финалом Кубка Украины меня посадили на лавку. Сказали, что нужно дать сыграть ветеранам, для которых это последний титул. После этого выходил в четырех играх на замену. А затем руководство киевлян сообщило об интересе со стороны московского "Динамо". Звал Юрий Павлович Семин, вот я и согласился на аренду. Правда, под руководством Семина успел сыграть всего один матч против "Торпедо" (0:3), после которого он подал в отставку. При Кобелеве поначалу играл в стартовом составе, потом стал выходить на замену.
- Последний ваш матч за "Динамо" состоялся в конце октября со "Спартаком". У них на 51-й минуте был удален Жедер, ваша команда повела со счетом 2:1, после чего на 65-й минуте вас выпустили вместо Игоря Семшова, и за оставшееся время "красно-белые" в меньшинстве вырвали победу (3:2). Вас после этого приговорили?
- Я еще раньше чувствовал, что Андрей Николаевич не особо на меня рассчитывает и вряд ли продлит мою аренду. Конечно, та игра в "Лужниках" тоже не добавляла мне шансов.
- За последующие годы в России о вас успели забыть. Вспомнили только прошлым летом, когда вы оказались в "Волге".
- В 2006 я подписал контракт с киевским "Динамо" на 5 лет. Он истек прошлым летом. Мне предлагали подписать новый, но я был настроен вернуться в Россию. Тем более, раньше тоже были варианты, но тем, кто интересовался мной, не удавалось договориться по цене с киевлянами.
- С кем из ребят в "Волге" близко подружились?
- Да со всеми. На выездах жил в одном номере сначала с Ильей Абаевым, потом с Никитой Маляровым, но с остальными отношения тоже отличные. Когда я пришел, коллектив как раз начинал сплачиваться. Ходили вместе в ресторан, собирались. Черышев говорил, что, если решили собираться где-то, то надо собираться всей командой, а не делиться на отдельные "кучки". Антон Хазов, Александр Белозеров, Руслан Аджинджал и другие опытные игроки старались объединять ребят. И у нас не было деления на молодых и ветеранов. Впрочем, по части "дедовщины" в коллективе я вообще со времен иркутской "Звезды" ни разу не сталкивался. В результате осенью мы заиграли, прошли "Спартак" в Кубке России, через три дня после этого достойно смотрелись с ЦСКА, а потом обыграли "Рубин".
- Игра с ЦСКА запомнилась вашей послематчевой фразой, что армейцы могут побеждать и без судей. До сих пор считаете, что он вас намеренно "сажал на свисток"?
- Пускай он в себе копается. Конечно, эмоции подхлестывают, когда кажется, что тебя засуживают. А потом после матча, бывает, понимаешь, что человек, может, просто ошибиться. У нас, помню, в Европе тоже бывало, что судья нас убивал. Например, когда в 2006 году в составе молодежной сборной России играли с Португалией в стыковом отборочном матче Евро, и после победы дома (4:1) получили 0:3 на выезде. Нам судья сразу же дал понять: "Вы не выиграете". После игры хотел ему морду набить. Хорошо, что Торбинский и тренер Виктор Лосев остановили. И не получилось, как за год до этого, когда мы в Дании повели в начале встречи 1:0 после гола Жиркова, и все нормально началось, но, несмотря на судейские ошибки, нам не стоило так срываться в концовке, когда удалили четверых наших ребят.
А через год в Португалии было заметно, что они первые в рейтинге, и в финальном турнире болельщики пойдут на них. Значит, должны быть они. Хотя, если бы не этот внезапный уход Бородюка, которого за несколько дней до матча вызвал в национальную сборную Хиддинк, мы могли не мытьем, так катаньем проползти дальше. Но, повторюсь, судья тогда с 1-го тайма все показал: никакой реакции на фолы в нашей штрафной, когда португальцы постоянно "убивали" своими толчками Дмитрия Хомича, а у нас в аналогичных моментах сразу свистел фол в нападении. Мелкие фолы тоже трактовались только в их пользу.
- Ту португальскую "молодежку" тренировал Жозе Коусейру, нынешний главный тренер "Локо". И Мануэль Да Кошта играл в ответном матче.
- Помню тот матч, но не запомнил, кто их тогда тренировал. О том, что их возглавлял Коусейру, узнал уже после перехода в "Локо". Да Кошту тоже не помню. Тогда особенно выделялись Жоао Моутинью, Мигель Велозу, Сильвестр Варела, который сейчас за "Порту" выступает. У них вообще была отличная команда, половина игроков которой сейчас на заметных ролях в Европе. Но обидно, что тогда пропустили их в финальную часть турнира не из-за футбольных моментов.
- В Украине, говорят, с приходом Пьерлуиджы Коллины с судейством стало лучше.
- Да, судейство там сейчас нормальное. Коллина даже к нам в раздевалки заходил, просил не кричать во время матчей на судей. Говорил: "Войдите в их положение. Им и так тяжело. Они тоже люди". У нас этого пока нет. А в Украине многое поменялось в лучшую сторону в плане судей.
- Вы сказали о дедовщине в "Звезде". Те, кто ее разводил, так на уровне второго дивизиона и остались?
- В общем, да. Из той "Звезды" на уровне премьер-лиги удалось закрепиться молодежи в лице Владимира Граната, Максима Зюзина и меня. Зюзин перешел в "Химки" из Иркутска в середине 2005 года - на полгода позже меня. В "Волге", правда, в прошлом году не пересеклись - он в июле ушел в аренду в "Сибирь", а я появился в клубе спустя две недели. С Гранатом тоже общались еще в Иркутске, хотя в 2004 году он не был игроком основного состава, и то, что следующей зимой уехал в динамовский дубль, заслуга тамошних селекционеров, которые сумели разглядеть в нем игрока. В "Динамо" мы пересеклись ненадолго: я приехал из Киева в июле 2006, а уже в августе Володя из дубля отправился в аренду в "Сибирь". Но мы и тогда поддерживали отношения, и сейчас поддерживаем отношения. Тем более, в прошлом году вместе выступали за вторую сборную.
- А вы как из Иркутска попали в "Химки"?
- В ноябре 2004 поехал в Саранск на турнир "Надежда". После первой игры ко мне подошел помощник Яковенко: "Хочешь поехать в Химки?". Съездили в Москву, переговорили и пришли к тому, что зимой должен приехать подписывать контракт.
- Яковенко действительно настолько закрытый человек, как о нем говорят?
- Я слышал, что о нем бытует такое мнение. Возможно, он в отношении журналистов так себя ведет или в начале своей тренерской карьеры, но в "Химках" он активно общался и с командой, и с каждым из нас с глазу на глаз. У нас тогда собралась отличная команда: Андрей Тихонов, Янбаев, Тимофей Калачев, Руслан Нахушев, Олег Иванов. Тогда в 2005 году у нас атмосфера в команде была отличная. Мы вышли в финал Кубка и по игре вполне могли выходить в премьер-лигу, но притормозили в концовке сезона.
- Вы тогда утвердились в своем нынешнем амплуа?
- Да, в Иркутске я играл полузащитника. И на этой позиции провел первые матчи за "Химки", а потом Яковенко стал наигрывать на моем месте Калачева, переведя меня в защиту. Иногда, правда, и с Янбаевым играли на одном фланге, когда он еще был полузащитником. Так что Павел Александрович на фоне других моих тренеров сильно отличался в первую очередь физическими нагрузками - можете у того же Янбаева спросить.
- Про Кобелева тоже долгое время говорили, что он не очень охотно идет на контакт с игроками.
- Он общался и с молодыми, но больше вел диалог через опытных Хохлова и Семшова, которых выбрал связующим звеном между командой и тренерским штабом. Это нормально. Особенно в той ситуации 2006 года, когда стояли на вылет, резко обновлялся состав, когда уходила португальская диаспора.
Мне вообще везло на тренеров. Не сложилось у меня по части взаимоотношений разве что только с Бессоновым.
- С Андреем Червиченко в "Химках" было весело?
- Ко мне он всегда относился хорошо. Как отец к сыну. Помогал и давал житейски подсказки на бытовом уровне.
- При этом фраза про то, что Ещенко сгубили женщины, пошла от него.
- Да, до сих пор эту его фразу ваши коллеги мне цитируют. Но при Андрее Владимировиче в "Химках" я играл нормально. А с будущей женой Машей познакомился в начале 2006 года, незадолго до отъезда в Киев. Поженились уже осенью во время аренды в московском "Динамо". И, конечно, никакую карьеру она мне не загубила. В киевском "Динамо" я начинал играть в основе, но потом не выдержал конкуренции. Сам виноват. Был ряд обстоятельств, из-за которых не сложилось в Киеве, Москве и Днепропетровске, но Маша как раз наоборот поддержала меня в этот непростой период, за что я ей благодарен.
- В одном из недавних интервью вы говорили, что хотели оказаться в "Локомотиве" еще в его чемпионские годы.
- Да, в "Локомотив" я давно хотел. Еще когда в "Химках" играл. Поэтому сразу согласился, когда предложили. Мне всегда нравилась их игра, строящаяся за счет флангов, среднего и короткого паса и быстрого выхода из обороны в атаку. На мой взгляд, нынешний "Локо" вполне соответствует этому стилю, который отличалась команда в чемпионские времена. Разница лишь в том, что тогда разве что фланговые игроки (Евсеев, Лекхето) закрывали всю бровку. Но в те времена вообще эта схема была популярной. Я тоже при ней играл по всему флангу в киевском "Динамо" и молодежной сборной.
- Вы сказали, что у вас с Бессоновым не сложились отношения.
- "Днепр" арендовал меня у киевлян летом 2007 года. Команду возглавлял Протасов. Все было нормально, команде было интересно работать под руководством Олега Валерьевича, и мы отлично провели первую половину сезона-2007/2008. Шесть побед в стартовых шести турах, затем шестиматчевая победная серия перед зимним перерывом, на который мы ушли лидерами с 5-очковым отрывом от второго места. Но перерыв на нас негативно сказался. Весной оставалось провести 12 туров, и в первой же игре мы проиграли дома "Динамо" (0:4), после чего все пошло наперекосяк. В результате скатились на итоговое 4-е место, пропустив вперед "Шахтер", киевлян и "Металлист".
При этом в команде не было ни единого сомнения в правильности выбранного Протасовым пути, но в начале следующего сезона мы проиграли в квалификации Кубка УЕФА швейцарской "Беллинцоне". И Олег Валерьевич ушел со своего поста, а исполняющим обязанности поставили Бессонова. И начал Владимир Васильевич масштабную чистку состава: сразу же убрал 10 человек. Сослал в дубль с десяток игроков прошлогоднего состава, причем как молодых вроде меня, так и опытных - Ролана Гусева, Богдана Шершуна и даже Олега Шелаева, который за "Днепр" 9 сезонов отыграл, был капитаном. Его тоже убрали без объяснений.
Причем нам даже толком не дали шанса. Подпускали к тренировкам основы лишь в перерыве на игры сборных, когда ребята уезжали из команды и не хватало людей. И обставлено все было странным образом. Тренер ничего не сказал. О переводе в дубль узнал от врача команды. В дубле протренировались четыре месяца. Нам даже сказали: "Можете заранее идти в отпуск". Но мы не согласились, поскольку трансферное окно закрылось, до зимы в новую команду устроиться было нельзя, а простаивать не хотели. Мы тренировались с дублем. Плюс с Гусевым в теннис играли. В общем, было, чем заняться (смеется).
- С руководством и тренерским штабом в эти четыре месяца не общались?
- Спрашивали, за что нас убрали. Но тренер говорит одно, генеральный директор клуба Андрей Викторович Стеценко другое. Бессонов заявлял, что нас Стеценко убирает, Стеценко указывал на Бессонова. И куча несостыковок в их словах. Причем раньше с Андреем Викторовичем были нормальные отношения.
- Внутри команды раздрая не возникло на этой почве?
- Нет. Повторюсь, при Протасове атмосфера была отличная, а после его ухода очень быстро состав стал почти полностью другим. Мне в целом везло на коллективы. Разве что в московском "Динамо" в 2006 году не ощущалось единство, но тогда это было логично, поскольку шла борьба за выживание на фоне смены тренера, руководства и серьезного обновления состава. В этом плане сейчас в "Локомотиве" все отлично. Общаюсь и с нашими ребятами, и с бразильцами. Во всяком случае, на первом сборе все было очень позитивно.