Десятая по счету церемония раздачи наград Киноакадемии "Золотой орел" оказалась, на мой взгляд, наименее амбициозной из тех, что мне привелось увидеть прежде - ни одна голливудская звезда ее не почтила своим присутствием. Впервые за десятилетие друг всех голливудских звезд и отечественных чиновников Никита Сергеевич Михалков не взбежал на сцену, чтобы что-то сказать, кого-то обнять, облобызать и чем-нибудь одарить... Он сидел в зале и был воплощением скромности, которую оттенил благодарственный спич господина Гафта.
Артист благодарил режиссера со вкусом, с удовольствием и с отчетливо выраженным героическим вызовом, словно бы наперекор общественному мнению.
Я бы еще сказал: "наперекор мировому общественному мнению", поскольку после продавленного в Москве решения об откомандировании "Цитадели" в Голливуд на соискание "Оскара" картина не попала даже в лонглист.
Не попала она и в номинанты "Золотого орла", но уже по воле самого автора. У многих создалось впечатление, что Михалков не рискнул принять участие в борьбе за "Золотого орла" в виду возможного поражения - уж очень велико было преимущество "Елены" Андрея Звягинцева. Триумф этой картины - 4 "орла" из 10 - подтвердил основательность подобных опасений. Оказаться не "лучшим режиссером" на родине - это после всех неудач минувшего года было бы крайне неприятно, если не сказать унизительно. И он ушел "в отказ", оставшись в роли благодушного зрителя.
Что-то, правда, пришлось объяснять широкой общественности. Объяснение оказалась лукавым. "Цитадель" в отрыве от "Предстояния" и вне 13-ти серийной телеверсии "Утомленных солнцем 2", посчитал режиссер, не является полноценным кинопроизведением.
Отчего же тогда режиссер не постеснялся отправить неполноценную "Цитадель" на суд американских академиков? На этот вопрос не могли ответить ни сам Михалков, ни его сторонники в русском оскаровском комитете.
Выставить же телевизионную версию в номинации "Лучший телесериал" не позволил Михалкову регламент - осенние премьеры смогут принять участие в конкурсе только зимой следующего года.
Так или иначе, борьба за "золотых орлов" для "Утомленных 2" откладывается.
Через год, правда, образуется другая проблема: на старт выйдет Николай Досталь со своим 20-ти серийным "Расколом", и не факт, что академики отдадут предпочтение именно "Утомленным 2".
Смею предположить, что и в следующий раз Никита Сергеевич не решится на прямое столкновение с сильным конкурентом. Возможен другой вариант: Досталя задвинут в номинацию "Лучший многосерийный фильм", а Михалкова оставят в номинации "Лучший минисериал".
Нечто подобное произошло уже на этой церемонии. Учредителям премии очень не хотелось сталкивать лбами серьезную в кинематографическом отношении работу Первого канала "Побег" со слабым, по довольно единодушному мнению экспертного сообщества, "Достоевским".
Тут ведь важна скрытая повестка. Она продиктована необходимостью как-то согласовывать интересы двух учредителей Национальной Киноакадемии -- Первого канала и телеканала "Россия". Им мало бронзовых Орфеев (ТЭФИ); им подавай позолоченных Орлов. Расплачиваются телеканалы с киноакадемиками трансляциями. В силу этого создаются предпосылки для закулисных решений. Чтобы никто не остался внакладе.
И дело обстоит вовсе не таким образом, что подтасовываются голоса в пользу одного или другого номинанта. Лукавство происходит на предварительном этапе.
Попади "Достоевский" в одну номинацию с "Побегом", он, скорее всего, проиграл бы. Потому первый, несмотря на довольно приличный метраж (10 серий) заявляется как минисериал (в мире принято считать таковым фильм, не превышающий четырех часовых новелл), а второму отдается место в разделе "сериал". У того и у другого не было серьезных конкурентов, и, стало быть, оба учредителя оказались удовлетворены решениями киноакадемиков.
Вот мой вопрос к одному из ответственных золотоорловских академиков: как в следующем году будете расфасовывать по номинациям Михалкова и Досталя? Все-таки, 13-ти серийное зрелище совсем уж неприлично будет называть "минисериалом"?
"Что-нибудь придумаем" -- был мне ответ.
Ну, не знаю... Может, и придумают.
Может быть, и стоило бы посочувствовать золотоорловским функционерам, ставших заложниками амбициозных интересов двух мощных телевизионных компаний.
С другой стороны, что им сочувствовать. Когда Михалков 10 лет назад основывал академию, альтернативную "Нике", он ведь не потрудился просчитать все последствия своего шага.
Он пообещал киносообществу, что академия, не в пример "Нике", не ограничит свою деятельность только церемониальными раздачами "пряников"; что она займется научно-исследовательской деятельностью теории и практики киноискусства, будет издавать книги, проводить конференции по актуальным вопросам развития киноиндустрии.
И где все это? И почему никто из академиков не решится задать вопрос на сей счет отцу-основателю академии?
Смею предположить, что 10 лет назад господин Михалков думал только о том, чтобы вытеснить из публичного пространства и маргинализировать Академию Юлия Гусмана.
С этой целью и были приглашены в акционеры обе телекомпании. Приглашены они были на условиях: мы вам - телевизионные номинации, вы нам - спонсорство, эфиры и отключение от эфира конкурента. Случилось нечто похожее на рейдерство замедленного действия.
***
Через пару месяцев состоится праздник и на улице "Ники" -- богини победы. Думаю, что в триумфаторах снова окажется "Елена", если в борьбу за победу в престижных номинациях не вмешается картина Андрея Смирнова "Жила-была одна баба".
У старейшей национальной киноакадемии в этом году тоже будет дополнительный повод для торжества - десять лет стойкой обороны в условиях информационного дефицита.