В галерее актуального искусства открылась выставка "Голая богема" классика советской фотографии Сергея Борисова.
Фото летописца советского андеграунда Сергея Борисова обошли весь мир, участвовали в самых престижных аукционах, в том числе Sotheby's и Christie’s ("Полет", "Супрематическая игра").
В конце 80-х годов Сергей Борисов создал новый жанр - идеологическое ню, оригинальный вариант соцарта. Фотограф выбирал моделей из своего окружения, как профессиональных из Дома молодежной моды, так и любителей.
Посмотреть фотоленту: Гости на выставке Сергея Борисова "Голая богема">>
Борисов запечатлел богему "перестройки": актрису Оксану Фандеру, писателя Эдуарда Лимонова, художника Владислава Мамышева-Монро, галериста Федора Павла-Андреевича, певицу Жанну Агузарову, актера Сергея Бугаева "Африка". Относительно широким слоям населения в те времена были знакомы лишь имена Лимонова, Агузаровой и "Африки" из "Ассы".
Обнажиться полностью решился Эдуард Лимонов, прикрыв причинное место, соответственно, лимоном, изображающим гранату-"лимонку". Мамышев-Монро расстался с трусами, но нацепил платье, имитируя знаменитое фото Мэрилин Монро с раздувающейся юбкой. Зрелище, надо сказать, не для тургеневских барышень. Жанну Агузарову запечатлели в платке и пальто, роль "ню" на фото исполнил "присоседившийся" юноша с обнаженным накаченным торсом. Оксана Фандера образца 1985 года, "дующая" губы в тренде "нулевых", с "ню" тоже выкрутилась: пиджак, надетый на голое тело с намеком на грудь, все вполне невинно.
Из моделей Борисова, закрепившихся в статусе vip в наши дни, на выставку пожаловал только писатель Эдуард Лимонов.
- Это фото снимали, кажется, для новогоднего календаря "Спид-Инфо", - рассказал обозревателю Glomu.Ru Лимонов. – Я сразу сказал: "Сниматься буду только за деньги. Полтора миллиона рублей". Дореформенных. С деньгами у меня была проблема. Он пришел, принес целлофановый пакет, набитый купюрами. Спрашивает: "Считать будешь? Да нет, конечно!".
- "Перестроечная" богема отличается от нынешней?
- Черт его знает, я тогда жил во Франции. Но в целом все было более топорно и гораздо честнее. А сейчас все рафинировано, отвратительно приглажено, люди много думают, просчитывают. Мне нравились лихие 90-е. Я снимал на Арбате квартиру. Идешь зимой ночью, метель, люди стоят, ругаются - ведут политические споры, бомжи ждут бутылок, сосиски какие-то жарятся, - рассказал Лимонов.
"Нет никакой богемы сейчас", - подытожил он.
С ним согласился герой вечера Сергей Борисов:
- Богема кончилась, осталась разве что гламурная. Андеграунда, по-моему, нет. Я снимаю людей искусства, они могут считаться богемой, но не такой голопузой, как в те веселые времена.
В подтверждение его слов на экране появилось видео смеющейся Оксаны Фандеры в галстуке "бабочка".
- Фандеру я сфотографировал, когда мы снимали вот этот домашний фильм "Уронили мишку на пол". Она была совсем еще юной девушкой, никому не известной, задолго до конкурса красоты, - продолжил Борисов.
Через два года Оксана Фандера вышла из "подполья". Имя 20-летней финалистки первого конкурса красоты "Московская красавица" узнали все. Сейчас трудно себе представить, что имена красавиц-"пионеров" местного значения знала вся страна.
Дерзость и кураж "голопузой" богемы прошлого века оценил респектабельный бомонд века нынешнего: танцовщик Николай Цискаридзе, дирижер Владимир Спиваков, галерист Дмитрий Ханкин, друзья-промоутеры Андрей Фомин и Михаил Друян. Ознакомившись с экспозицией, почетные гости один за другим исчезли на третьем этаже галереи, закрытом от посторонних глаз.
Анна Горбашова
Фото предоставлено организаторами