Константин Богданов, военный обозреватель РИА Новости.
Обнародованный министерством обороны США план действий позволит сэкономить приблизительно полтриллиона долларов и приведет к сокращению вооруженных сил страны на 100 тысяч человек. Военные заверяют, что возможности американской армии не изменятся, однако происходящее все больше напоминает хорошую мину при плохой игре.
С понедельника живем по средствам, или Как выдать нужду за добродетель
Министр обороны США Леон Панетта представил план действий Министерства обороны США по реструктуризации вооруженных сил и сокращению расходов на них, озаглавленный "Приоритеты и выбор оборонного бюджета".
Вводная часть документа полна красивейших оборотов, призванных успокоить общественность и конгрессменов. Подчеркивая неизбежность сокращения расходов и вывод техники из боевого состава, военное ведомство не устает твердить, что в результате вооруженные силы США станут только более эффективными, гибкими, современными, динамичными и даже повысят свои боевые возможности за счет улучшения управляемости и внедрения современных технологий.
То же самое говорят и военные, представлявшие документ вместе с Панеттой. "Возможности важнее количества, - заявил глава Объединенного комитета начальников штабов генерал Мартин Демпси, - Как бы то ни было, [американская] военная машина способна выиграть любую войну".
Оценивая план в целом, следует заметить несколько моментов. Во-первых, перед нами явно не последний документ в стратегии американского военного руководства. Это не просто план экстренного сокращения расходов - отдельные моменты в нем указывают на то, что вооруженные силы США ждет определенная структурная перестройка.
Во-вторых, риторика документа вкупе с его реальным содержанием заставляет вспомнить принцип "выдать нужду за добродетель". Можно сколько угодно говорить о современных инновационных технологиях и "гибком динамизме", однако трудно спорить, что все эти сокращения бюджетов и затягивания сроков программ стали реальностью только из-за жесточайшего дефицита средств в условиях финансового кризиса.
Будь у Вашингтона хоть малейшая возможность не трогать вооруженные силы (и без того метавшиеся последние десять лет по всему земному шару), их бы оставили в покое и даже догрузили бы оборонные программы деньгами - как это прекрасно получалось у Штатов с конца 1930-х годов для стимулирования экономики.
Сократиться, но бегать быстрее
Под красивые разговоры о сохранении и преумножении средств "проекции силы" (экспедиционных возможностей вооруженных сил), Пентагон набросился на военно-транспортную авиацию. Во главу угла была поставлена задача снизить разнобой в типах самолетов, чтобы упростить и удешевить обслуживание.
В результате из рядов военно-транспортной авиации отправятся вон без малого сотня машин C-5A Galaxy и старых C-130 Hercules. Заодно американские ВВС отказываются от закупок новых машин C-27J Spartan, необходимость в которых обосновывалась "из общих соображений", опираясь на представление о сложностях с взлетно-посадочными полосами в Афганистане. Сейчас Пентагон уверен, что такие проблемы в дальнейшем будут единичными и поэтому можно решить их с помощью уже имеющихся модернизированных C-130.
Флоту тоже досталось изрядно, хотя и в меньшей степени. Вывод из боевого состава семи крейсеров - самое заметное сокращение, но тут надо вспомнить, что речь идет о кораблях, которые невозможно или нецелесообразно переоборудовать под применение противоракет.
Вместе с тем Панетта подчеркнул, что Штаты должны сохранить 11 авианосцев, и никак иначе. Пояснение к этому тезису дано в документе: в условиях отказа США от широкомасштабного сухопутного присутствия в ключевых районах (на Ближнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе) резко возрастает роль флота.
Похоже, США готовы сделать ставку на сдерживание потенциальных противников мобильными ударными соединениями, развернутыми вокруг авианосных групп и дополненными экспедиционными силами морской пехоты.
Численность вооруженных сил при этом сокращается: армия сократит минимум восемь бригадных боевых групп и освободится от 80 тысяч человек личного состава, а Корпус морской пехоты (КМП) в дополнении к этому сократит еще 20 тысяч человек.
Особо подчеркивается, что принятое решение - не столько сокращение армии, сколько своего рода возврат назад, к ситуации 2001 года, до начала "войны с терроризмом" и сухопутных операций в Ираке и Афганистане, из-за которых армия и КМП суммарно вынуждены были набрать 125 тысяч человек личного состава. Основанием для этого шага, помимо снижения издержек, назван вывод войск из Ирака и постепенное свертывание участия американских военных в афганской кампании.
Дешевая империалистическая политика
Самая поучительная история вокруг бюджетов военных программ приключилась с беспилотниками воздушной разведки. ВВС США планировали закупку аппаратов RQ-4 Global Hawk серии block 30, опираясь на соображения, согласно которым эти дроны обойдутся дешевле, чем легендарные пилотируемые самолеты-шпионы U-2. Причем дешевле и в производстве, и в эксплуатации.
Однако время шло, расходы на программу росли, и постепенно издержки сравнялись. А теперь выяснилось, что беспилотники, если их взять и, как планировалось (с конца 2011 года) закупить, то их содержание обойдется дороже, чем у антикварных самолетов-разведчиков, чей старший брат в мае 1960 года претерпел над Уралом смертельную обиду от советской ПВО.
И таких историй в военно-промышленном комплексе США достаточно много. Как нетрудно заметить, вопросы ценообразования и издержек сильно волнуют не только московскую Знаменку, но и Пентагон, что на берегах Потомака.
Когда-то, между двумя мировыми войнами, бытовал термин "дешевая империалистическая политика", обычно применяемый к значительному сокращению Великобританией своего флота по итогам Вашингтонской конференции 1922 года. Те же самые задачи (образно выражаясь, обеспечение того, чтобы над Британской империей по-прежнему не заходило солнце) приходилось выполнять куда меньшими силами и средствами.
В сущности, то, что мы видим сейчас от Пентагона в схожих условиях (и мировой финансовый кризис, самый жестокий со времен Великой Депрессии только усиливает сходство), можно назвать так же. В прошлый раз дело для Великобритании кончилось не самой удачной войной и окончательной утратой мирового лидерства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции