Давно прошли те времена, когда к сооружениям, обслуживающим воздушные ворота того или иного города, относились как утилитарным объектам. Теперь архитекторы и строители заботятся не только о том, как технологично развести пассажиропотоки, но и о том, как грамотно организовать пространство, где людям иногда приходится проводить времени гораздо больше, чем им бы этого хотелось.
Архитектурные и технологичные успехи и неудачи и легли в основу составленных порталом Frommer's рейтингов лучших и худших терминалов аэропортов мира. В тройке последних, в огорчению москвичей, засветился и столичный Шереметьево. Но обо всем по порядку.
Оценка терминалов производилась по следующим параметрам: чистота и привлекательность интерьеров, качество услуг, соблюдение расписания вылетов и прилетов, удобство инфраструктуры и транспортная доступность воздушной гавани.
На волне антирейтинга
Состояние терминалов В и С и еще некоторые характерные показатели привели Шереметьево на третью позицию в чарте самых плохих терминалов. Хуже него эксперты оценили только первый терминал аэропорта филиппинской Манилы и третий терминал аэропорта имени Джона Ф. Кеннеди в Нью-Йорке, который и вовсе стал лидером антирейтинга.
Очевидцы отмечают, что зона прибытия для иностранных граждан в аэропорту имени Кеннеди расположена в сыром подвальном помещении, где днем с огнем не сыщешь пункты питания и торговые точки, а отсутствие внятных указателей вынуждает вновь прибывших пассажиров долго блуждать по лабиринтам коридоров в поисках выхода.
Первый терминал манильского аэропорта, получивший пальму первенства в антирейтинге 2010 года, до сих пор не претерпел сколько-нибудь заметных изменений в лучшую сторону. Несмотря на то что под давлением прессы в ноябре 2011 года представитель филиппинского правительства заявил, что ремонт терминала начнется уже в январе, пассажиры продолжают сетовать на переполненный, душный, грязный зал терминала, туалеты которого практически никогда не работают.
Терминалы Шереметьево не понравились путешественникам прежде всего нерадивостью обслуживающего персонала, представители которого не владеют иностранными языками и проявляют излишнюю медлительность в обслуживании клиентов. Эксперты отмечали, что пассажирам стоит заранее подучить русский язык, если они хотят не пропустить свой рейс. Легко понять людей, которые, выдержав утомительный рейс, выказывают некоторое раздражение, когда, получив свой багаж, они вынуждены плестись с чемоданами и сумками не одну сотню метров до аэроэкспресса, так как платформа расположена от зоны прилета почти всех терминалов очень далеко.
За лидерами антирейтинга следуют аэропорт имени Джомо Кениата в кенийском Найроби, третий терминал парижского аэропорта имени Шарля де Голля (Руасси), аэропорт в Аммане, терминалы С и B аэропортов Ла-Гуардия и Ньюарк-Либерти в Нью-Йорке, парижский Бове и чикагский Мидвей.
В лучшем свете
Эксперты Frommer's, опираясь на отзывы пассажиров, признали лучшим терминалом 2011 года терминал "Хадж" международного аэропорта в саудовской Джидде, который служит главными воздушными воротами для паломников, следующих в Мекку. Каждый год на шесть недель терминал становится самым оживленным в мире. Его своеобразные тенты из стекловолокна создают эффект каминной вытяжки, благодаря которой воздух в помещении терминала остается прохладным даже в 50-градусную жару.
Вторую рейтинговую позицию занял уютный маленький аэропорт Кефлавик в столице Исландии Рейкьявике, располагающий всего одним терминалом. За простоту и лаконичность дизайна посетители часто сравнивают его с магазином IKEA. Пассажирам нравится, что в отделке основных залов этого аэропорта использовано много светлого дерева и вулканического камня.
Третье место досталось южнокорейскому аэропорту Инчхон в Сеуле. Последние годы он часто получает различные премии и награды за эффективную организацию обслуживания пассажиров и уютные интерьеры. Клиентам терминала нравится то, как ненавязчиво и естественно элементы корейской культуры внедрены в современное здание аэропорта. Как "пасхальные яйца" среди прогрессивных конструкций в разных местах можно встретить мастерские ремесленников, тихие зоны для отдыха, дресс-зоны, где можно сфотографироваться в национальной одежде, интернет-кафе, музей и даже традиционную корейскую баню.
В десятку лидеров попали также терминал "Рок" веллингтонского аэропорта в Новой Зеландии, пятый терминал уже помянутого аэропорта имени Джона Кеннеди, третий терминал сингапурского Чанги, первый терминал аэропорта Менара в марокканском Марракеше, четвертый терминал мадридского Барахаса, аэропорт Карраско в уругвайском Монтевидео и главный терминал аэропорта испанского Бильбао.
Ирина Нехорошкина