Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
До такого низкого уровня – и это на почве различного восприятия истории! – отношения между Турцией и Францией, союзниками по НАТО, еще не опускались, хотя раньше и бывало всякое. Но теперь президенту Николя Саркози лучше не показываться в Турции. Впрочем, туркам, как и всем прочим, отрицающим резню и геноцид армян почти век назад в Оттоманской империи, вскоре тоже будет опасно показываться во Франции.
Премьер Эрдоган: ноги моей не будет во Франции
Сенат французского парламента вслед за национальным собранием (нижняя палата) одобрил 23 января законопроект, квалифицирующий отрицание геноцида армян и даже его "преуменьшение" как преступление. Оно будет караться штрафом в €45 тыс и заключением до года. Инициатива закона как раз и принадлежит правящей партии Саркози "Союз за народное движение".
Выступая 24 января в турецком парламенте, премьер-министр Тайип Эрдоган назвал проект закона "дискриминационным" и "расистским" и объявил, что Анкара ответит на него новыми санкциями в самых разных областях.
Буквально за день до голосования Эрдоган, восходящий лидер мусульманского мира, объявил, что если проект будет подписан Саркози (формальность, которую тот должен соблюсти в ближайшие 15 дней), то его, Эрдогана, ноги во Франции больше не будет. И никакого оставшегося сотрудничества в военной области, по совместным экономическим, энергетическим, экологическим и пр. проектам тоже не будет. По словам Эрдогана, вся эта "туркофобия и исламофобия" задуманы для того, чтобы получить побольше голосов на выборах.
Если у кого и были сомнений в том, чью политику Эрдоган критикует, то после упоминания выборов они рассеялись. Во Франции кроме президентских выборов в апреле-мае никаких иных серьезных выборов не предвидится.
Резон в таком повороте критики очень серьезный – размером в 500 тыс членов армянской диаспоры, одной из самых крупных в мире. Это такой блок голосов, который Саркози, популярность у которого весьма низка, не может себе позволить упустить.
Реакция Турции, которая к этой теме всегда относилась и относится крайне болезненно, и любые упоминания "геноцида армян" считает национальным оскорблением, была предсказуема. Собственно, она была известна еще до сенатского голосования, поскольку в декабре тот же проект уже одобрила нижняя палата. Турки еще тогда выложили французам все, что думают.
А ведь формально речь в билле идет о "наказании за отрицание геноцидов, признанных законодательством". Но наказание за отрицание Холокоста евреев было французскими законами предусмотрено еще раньше, в 1990-м. Резню армян геноцидом парламент признал в 2001-м. Так что всем было ясно, о чем речь. Посему проект, в прессе и в массах, неофициально сразу окрестили "законом о геноциде армян".
Ожидают, что когда Саркози подпишет документ и тот обретет силу закона, то, как реагировала Анкара на декабрьское одобрение, может показаться выражением умеренного недовольства.
Законопроект пока не опубликован полностью. Но если судить по нормам наказаний за отрицание "смежного Холокоста" – уничтожения евреев нацистами – то лучше бы во Франции геноцид армян не отрицать.
В принципе, за нарушение этой нормы может быть арестован любой из желающих испытать серьезность французской правоприменительной практики. Оговорка лишь одна: отрицание надо будет сделать публично и, конечно, на французской территории.
Кто еще, кроме Франции
Франция совсем не первая страна, которая: а) признает геноцид армян и б) считает его отрицание преступлением.
В первую категорию на сегодня входит 21 страна, включая и Россию, которая сделала это в 1994-м году.
США на законодательном уровне этого до сих пор не сделали – только в резолюциях конгресса, но это все-таки не федеральные законы и обязательной силы они не имеют – так, констатация мнений. Опасались и опасаются, что турки могут закрыть для ВВС США свое пространство, и тогда будет крайне трудно вести боевые действия в Афганистане или Ираке.
Президент Барак Обама не раз говорил, что он признает трагедию и убийства армянского населения, но называть это геноцидом отказывается. Хотя Обаме тоже предстоят выборы в этом году, и в Калифорнии тоже есть большая армянская диаспора, хотя и не такая мощная, как во Франции, по влиянию на политическую и деловую жизнь государства.
Что же касается Франции, то она однажды уже пыталась проделать аналогичное упражнение – в 2006-м, когда похожий закон о криминализации отрицания геноцида армян был одобрен в нижней палате, но не прошел сенат.
Уголовные и административные наказания за отрицание преступлений против человечества до сих пор распространялись в основном на геноцид евреев нацистами. Такие нормы содержатся в законодательствах Австрии, Бельгии, Германии, Литвы, Люксембурга, Польши, Словении, Франции, Швейцарии, Канады и, естественно, Израиля. За "армянский геноцид" прямо карали только в Аргентине, Уругвае и Швейцарии.
В поисках исторической истины
Пока зарегистрированных в Европе наказаний за отрицание геноцида армян отмечен вроде бы только один случай.
Прецедент создан в стране самой продвинутой, прямой демократии – Швейцарии. Хотя Альпийская республика признала резню армян геноцидом только в 2003-м, с 1994-го в ней действует антирасистское законодательство, определяющее отрицание геноцида как преступление (изначально это касалось исключительно Холокоста евреев).
Весной 2007-го швейцарский суд приговорил депутата турецкого парламента Догу Перинчека (Dogu Perincek), лидера левонационалистической Рабочей партии Турции, к штрафу в 2,5 тыс долларов за то, что он, выступая в одном из кантонов еще в 2005-м году, объявил, что никакого геноцида не было, и все это чистейшая фальсификация. Перинчек, между прочим, сейчас сидит, но уже в турецкой тюрьме, по обвинению в подготовке антиправительственно заговора.
Споры по поводу того, был геноцид или не был, продолжаются с самих трагических событий, начавшихся в 1915-м году, а закончившихся…
Об этом тоже спорят. Кто-то называет 1918-й год, кто-то – 1923-й, а кто-то говорит, что геноцид длился вплоть до 30-х годов. Армяне утверждают, что было вырезано от 1,5 до 1,8 млн человек (армян и христиан).
Собственно, турки сейчас не отрицают и самой трагедии армян, и большого числа жертв. Но они говорят, что жертв было не более 300-500 тыс и что это жертвы гражданской войны, межнациональных столкновений, что никакого целенаправленного уничтожения армян как этноса не было, что турок тоже убивали. В том числе, между прочим, и русские войска, вторгшиеся в Турцию во время Первой мировой, когда Анкара воевала на стороне Берлина.
И споры по поводу того, позволительно ли вводить в национальные законодательства нормы наказаний за отрицание, оспаривание или даже "умаление" или "минимизацию" того или иного события и его последствий, тоже продолжаются.
Очень многие историки, в том числе и вовсе не отрицающие событие армянского геноцида, уверены: превращение парламентов (любых, а не только французского) в "трибуналы памяти" и суды по вопросам мировой истории ни до чего хорошего не доведет. И, напротив, в конце концов, начнет затруднять сами поиски исторической истины, свободу исторических дискуссий. Но это уже совсем другая тема.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции