МОСКВА, 18 янв - РИА Новости. Россия сделает все, чтобы помешать силовому вмешательству в ситуацию как в Сирии, так и вокруг Ирана, и не допустит одобрения Советом Безопасности ООН военного вмешательства во внутренние дела этих стран, заявил в среду министр иностранных дел России Сергей Лавров на большой пресс-конференции в Москве.
Лавров при этом признал, что Россия не сможет помешать военному вмешательству в сирийские дела, если такое решение примет какая-либо страна, однако эти действия не будут легитимными. Что касается Ирана, то российский министр не ответил на дважды заданный ему вопрос - когда можно ожидать начала вооруженного конфликта с этой страной. "Мы делаем все, чтобы этого не произошло", - сказал Лавров, по мнению которого, есть все шансы возобновить переговоры между "шестеркой" и Ираном.
Ситуация в ближневосточном регионе, как и отношения Москвы и Вашингтона, была одной из главных тем более чем двухчасовой пресс-конференции. Глава российской дипломатии заявил, что надеется избежать новой гонки вооружений между РФ и США, поскольку "холодная война" давно закончилась, а конфронтация - "не наш выбор", и вновь высказал надежду, что США услышат возражения России по поводу создаваемой США в Европе системе ПРО.
По Сирии надо договариваться в СБ ООН
Говоря о ситуации в Сирии, Лавров подчеркнул, что "Россия выступает за прекращение любого насилия в Сирии, откуда бы оно не исходило". При этом министр высказал обеспокоенность в связи с поставками в Сирию оружия для боевиков, "которые пытаются под видом народных волнений захватить власть".
Комментируя по просьбе журналистов введение США и странами Европейского союза односторонних санкций в отношении Сирии, Лавров указал, что такие действия подрывают коллективные усилия, направленные на урегулирование ситуации в Сирии. "Односторонне принятые санкции, которые ввели Соединенные Штаты, Европейский Союз, некоторые другие страны, не могут рассматриваться нами в качестве легитимных для тех действий, которые предпринимает Российская Федерация", - сказал Лавров.
Говоря о возможности введения бесполетной зоны над Сирией, министр отметил, что в ряде стран Запада обсуждается возможность введения такой зоны. "Наши коллеги на Западе действительно разговаривают между собой (по поводу бесполетной зоны в Сирии). Думаю, что и в рамках НАТО тоже эта тема не может оставаться за пределами дискуссии... Я слышал, что бесполетная зона для Сирии считается не очень целесообразным методом действия, поскольку, в отличие от ливийского сценария, в Сирии авиация не применяется против мирного населения", - сказал Лавров.
При этом глава российской дипломатии отметил, что на практике реализуются и другие сценарии, например, "направление в Сирию так называемых гуманитарных конвоев в надежде спровоцировать реакцию правительственных сил, пограничников и постараться создать впечатление гуманитарной катастрофы".
Но односторонние действия, считает Лавров, "это всегда подрыв коллективных усилий по Сирии, по любой другой ситуации". "Если кто-то хочет задействовать Совет Безопасности (ООН), то значит надо все решать в Совете Безопасности, договариваться там, нужны ли санкции или нет, договариваться там, какие методы помимо санкций можно задействовать, чтобы помочь успокоению ситуации", - подчеркнул министр.
"Но если кто-то сам без консультаций с партнерами решает применять принудительные меры в виде достаточно серьезных санкций, а потом приходит в Совет Безопасности и говорит: "Вот я уже все решил, поэтому вы должны нас поддержать или, как минимум, должны выполнять те решения, которые мы без вас приняли. Так не бывает", - сказал Лавров.
В Сирии уже десять месяцев не прекращаются антиправительственные протесты. Ежедневно поступают сообщения о гибели людей - как мирных граждан, так и сотрудников силовых структур. По данным ООН, общее число жертв в стране превысило 5 тысяч человек. Сирийские власти заявляют, что в столкновениях было убито более 2 тысяч военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов Сирии, против которых действуют хорошо вооруженные боевики.
Запад хочет задушить Иран санкциями
Военный конфликт в Иране будет иметь самые серьезные и трудно предсказуемые последствия, считает Лавров. "Просчитать все последствия вооруженного конфликта с Ираном невозможно", - сказал он, отвечая на вопросы журналистов. Очевидным фактом, по мнению главы российского МИД, является то, что в Азербайджан, а через него в Россию, могут хлынуть потоки беженцев. Вооруженный конфликт с Ираном не станет "легкой прогулкой" для тех, кто его развяжет, подчеркнул Лавров.
При этом он отказался ответить на дважды прозвучавший в ходе пресс-конференции вопрос о возможных сроках начала войны с Ираном. "Я не буду гадать, когда это может произойти, потому что мы делаем все, чтобы этого не произошло", - сказал министр. Он высказал уверенность в том, что "есть все шансы возобновить переговоры между "шестеркой" и Ираном".
Заместитель руководителя Высшего совета национальной безопасности Исламской Республики Иран по вопросам внешней политики и международной безопасности Али Багери прибыл в среду в Москву для проведения консультаций с российскими официальными лицами по вопросам шестисторонних переговоров по иранской ядерной программе, сообщило посольство Ирана в Москве.
"И мы очень озабочены тем, что этим процессам порой мешают", - добавил Лавров. В качестве примера этого он привел опубликованный в ноябре доклад МАГАТЭ, который вызвал ненужный ажиотаж, в том числе и в средствах массовой информации.
"Сейчас готовится визит в Иран делегации МАГАТЭ, иранцы выразили готовность предметно заниматься теми вопросами, которые вызывают подозрение на наличие военного измерения в иранской ядерной программе. И опять, как и осенью, появляются так называемые спойлеры, потому что ровно к этому визиту, как специально, приурочено принятие решения ЕС о новых очень серьезных санкциях против Ирана, включая запрет на покупку иранской нефти, включая существенное ограничение операций с ЦБ Ирана", - сказал Лавров.
"Иран ждет сейчас делегацию для начала серьезного разговора по серьезным вопросам, а санкции, которые сейчас будут приняты Евросоюзом, едва ли улучшат атмосферу для того, чтобы эти переговоры были продуктивными", - указал министр.
По его мнению, предлагаемые странами Запада антииранские санкции рассчитаны "на удушение иранской экономики", а также на попытки спровоцировать недовольство населения, и "не имеют ничего общего со стремлением обеспечить незыблемость режима нераспространения ядерного оружия".
Не нужно раскалывать исламский мир
Ситуация, сложившаяся вокруг Сирии и Ирана, по мнению главы российского внешнеполитического ведомства, несет угрозу целостности исламского мира.
"И в сирийском сюжете, и в Ираке, где существенно обострилась ситуация, после того, как американцы ушли оттуда, в Йемене, в других странах, с учетом обострения отношений между некоторыми арабскими странами и Ираном, с учетом активности Турции в этих процессах, проскальзывает такой тревожный момент, как глубинные противоречия между шиитами и суннитами внутри исламского мира", - сказал Лавров.
"И если эту тенденцию не остановить, она может вылиться в очень крупный конфликт именно внутри исламского мира", - добавил он.
В исламском мире, как в любой цивилизации, "идет борьба за влияние", продолжил министр. На то, чтобы играть ведущую роль претендуют Иран, Турция, арабские страны. "Движение достаточно серьезное и оно охватывает многие регионы", - указал Лавров. "Очень бы не хотелось думать, что происходящее сейчас в отношении Ирана - те позиции, те угрозы, которые Ирану выдвигаются - является частью этого процесса", - отметил он.
Внешние силы, подчеркнул Лавров, "не должны пытаться раскалывать исламский мир, а наоборот, должны работать с целью сделать исламский мир надежным, стабильным партнером всех нас, потому что без исламского мира решать проблемы сегодняшних международных отношений, бороться с теми угрозами и отвечать на те вызовы, которые перед всеми нами стоят, сегодня невозможно".
Гонки вооружений не будет
Глава российской дипломатии не увидел оснований для того, чтобы "говорить о том, что мы на пороге нового витка гонки вооружений и "холодной войны".
"Холодная война" давно закончилась, мы не являемся противниками, более того, мы достаточно успешно сотрудничаем по многим вопросам, связанным с международной безопасностью, и конфронтация - это точно не наш выбор; не думаю, что разумные политики в США тоже хотят какой-либо конфронтации", - сказал Лавров.
Планы США создать систему противоракетной обороны, которая надежно бы защитила их территорию от баллистических ракет, остаются одной из главных проблем в российско-американских отношениях. Представители администрации США не раз заявляли, что ЕвроПРО не направлена против России и ее стратегического потенциала, а сотрудничество в сфере противоракетной обороны пойдет на пользу и США, и НАТО, и РФ. Однако у российской стороны сохраняются серьезные возражения в отношении этих планов.
"Вытекает из наших бесед с американскими коллегами, что они, как минимум, не исключают, что та ПРО, которую они создают, будет иметь характеристики, способные создать риски для нашего ядерного потенциала... Я не говорю, что это, как бы, является целью", - сказал Лавров.
"Наши американские партнеры декларируют, что их соответствующие планы в Европе не направлены на подрыв ядерного паритета, что цель этих шагов - защититься от ракет, которые могут появиться эвентуально в государствах вне пределов Европы, но одновременно они на предложение РФ подумать совместно о такой конфигурации ПРО, которая будет эту задачу решать, не подрывая стратегические паритеты, отвечают отказом", - добавил министр.
По его словам, "подобным развертыванием (ПРО США) как раз и решается задача подрыва стратегического паритета".
Реликт "холодной войны"
Журналистов интересовала также ситуация, связанная с поправкой Джексона-Вэника. Российский министр подчеркнул, эта существующая в США с 1974 года ограничительная мера является "реликтом "холодной войны".
"Отмена этой поправки назрела давно", - подчеркнул Лавров. Он напомнил, что поправка была принята в 1974 году для того, чтобы наказать СССР за проблемы с въездом и выездом граждан. "Это в то время означало свободу еврейской иммиграции. Эта проблема давным-давно закрыта. Двадцать с лишним лет назад никаких ограничений не осталось", - сказал российский министр, отметив, что многие люди успели за это время не только выехать, но и вернуться обратно. "А поправка Джексона-Вэника все еще действует", - констатировал Лавров.
"Между прочим, сами Соединенные Штаты де факто и де юре признали в 1994 году, что в России гарантирована возможность беспрепятственного выезда, а в 2002 году США признали Россию в качестве страны с рыночной экономикой. Тем более парадоксально, что поправка Джексона-Вэника продолжает существовать, лишая в законодательном плане Россию статуса страны, которая пользуется формальным режимом торговых отношений с Соединенными Штатами", - указал глава российской дипломатии.
Вместе с тем он отметил, что Россия может отказаться от части своих обязательств по ВТО в отношениях с США из-за продолжения действия поправки Джексона-Вэника. "Не бывает так, что ограничения, в одностороннем порядке налагаемые на кого-то из членов ВТО, будут не замечены и на них закроют глаза", - сказал глава МИД РФ.
"Когда завершится процесс ратификации документов о нашем присоединении к ВТО, если к тому времени поправка Джексона-Вэника сохранится, то соглашения, заключенные нами в рамках ВТО, не будут применяться нами в торговле с США", - заявил Лавров.
Администрация США с начала 2011 года неоднократно обещала, что конгресс "в ближайшие месяцы" отменит дискриминационную торговую поправку Джексона-Вэника, введенную США в 1974 году для ограничения торговли с СССР, однако пока этого не произошло. Поправка делает невозможным сотрудничество России и США в рамках ВТО. Предполагается, что ее отмена станет одним из итогов вступления РФ в ВТО.
И другие актуальные темы...
Во время продолжавшейся 2 часа 15 минут пресс-конференции министр иностранных дел России ответил на более чем 20 вопросов.
Так, отвечая на вопрос японского корреспондента, Лавров подчеркнул, что отношения России и Японии продолжают позитивно развиваться, особенно в экономической сфере. При этом на традиционный для представителей японских СМИ вопрос о принадлежности Курил Лавров ответил, что "острова вошли в состав России на законных основаниях, это закреплено в Уставе ООН и принадлежность островов сомнению не подлежит".
Отвечая на критику в отношении российских дипломатов, которые, якобы, неоперативно действовали в ситуации, сложившейся вокруг трагедии круизного лайнера "Costa Conсordia", Лавров подчеркнул, что он "не может принять претензии адрес посольства", которое поработало практически образцово. "Мои сотрудники действовали ( в данной ситуации) безупречно", - сказал он.
Российский министр поделился своим видением ситуации в Приднестровье, положения дел с русским языком в странах Прибалтики, высказал мнение в отношении Международного трибунала по бывшей Югославии и урегулирования ситуации вокруг нагорного Карабаха.
Эксперты согласны с министром
Слова главы МИД РФ Сергея Лаврова в отношении отмены поправки Джексона-Вэника и обязательств Москвы по ВТО в отношении США являются лишь фиксацией юридической реальности, полагает председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов.
"Совершенно очевидно, что мы не можем выполнять свои обязательства по ВТО перед США, и американцы это знают, если они не отменят поправку Джексона-Вэника,", - отметил Караганов. "Это американская проблема", - добавил он. По мнению политолога, также не существует и рисков гонки вооружений между Москвой и Вашингтоном, о чем также упомянул в ходе итоговой пресс-конференции в среду глава российского МИД Сергей Лавров.
"Риска гонки вооружений с США не существует. Я совершенно согласен с Лавровым. Существует возможность, что Россия сама залезет в гонку вооружений без соперника, по той простой причине, что мы заказываем сейчас столько систем вооружений, в том числе стратегического значения, что это вызывает опасения, что мы в какой-то мере повторим ошибки прошлых лет. Американцы же сокращают и будут сокращать свои расходы, как на стратегические наступательные, так и на обычные вооружения весьма серьезным образом", - заявил Караганов.
По его словам, любая система ПРО может теоретически представлять опасность. Но пока никакой возможности по серьезному нанесению ущерба российскому стратегическому сдерживанию система ЕвроПРО США не имеет. "Другое дело, что за ней надо следить, но при этом не убедить себя самих, что угроза реально существует", - добавил эксперт.
По мнению президента Академии геополитических наук генерала-полковника запаса Леонида Ивашова, Лавров "правильно обозначил тот момент, что ПРО США, причем не только в Европе и не только ее наземные компоненты, нацелены на то, чтобы нейтрализовать российский ядерный потенциал". "Она явно нацелена на то, чтобы снизить возможности России в ответном или в ответно-встречном ударе, а значит, нейтрализует наши возможности сдерживания крупномасштабной агрессии и сдерживании в ненанесении первого ракетно-ядерного удара по территории России - в этом Сергей Лавров прав. Однако мне представляется, что противодействовать американской ПРО нужно совместно с Китаем и, прежде всего, используя те международно-правовые нормы, ту систему, которая сегодня существует", - сказал он.
Комментируя заявление главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что у России нет оснований полагать, что в отношениях с США может наступить новая гонка вооружений, Ивашов отметил, что такой термин для современной России нехарактерен.
"Россия, скорее, разоружается, причем не только в ракетно-ядерной тематике, но и в силах общего назначения.. Мы не наблюдаем сейчас гонки вооружений в ракетно-ядерной сфере, у нас ее нет, и американцы тоже сокращают программу", - сказал Ивашов.
При этом, по его словам, "американцы одновременно развертывают не только ПРО, но и сильно наращивают другие классы вооружений... гонку навязывают как раз американцы, даже несмотря на то, что в целом они пытаются сократить свой огромный военный бюджет". "Отдельные направления будут носить агрессивно-наступательный характер и, естественно, втягивать и нас, и Китай, и другие страны мира в необходимость реагирования", - сказал он.
В свою очередь, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко назвал вполне реалистичными высказывания Лаврова о том, что РФ вряд ли сможет препятствовать военному вмешательству в Сирию, однако никогда не допустит, чтобы оно было санкционировано СБ ООН. "Вполне реалистичная позиция, я думаю, что у России нет сегодня потенциала для того, чтобы в военном плане противостоять операции в Сирии и операции в Иране. Есть позиция, грубо говоря, правовая, и есть позиция, исходящая из политической реальности", - сказал эксперт РИА Новости.
Комментируя заявления главы МИД РФ о том, что Россия и США не стоят на пороге "гонки вооружений", Минченко заметил, что факт того, что потенциал американской ПРО может быть использован против России, не требует доказательств. "Именно поэтому я очень скептически отношусь к идее гарантий со стороны США о неиспользовании этой системы против России. Потому что можно подписать любую бумажку, но если эта возможность есть, при желании, ее можно использовать.
"А то, что мы не будем участвовать в гонке вооружений - это абсолютно реалистичная оценка финансового и военного потенциала, который сегодня есть у России. В тоже время, наши руководители неоднократно говорили о возможности ассиметричного ответа на американскую ПРО. Поэтому в гонку вступать не нужно, но пока еще российского потенциала противоракетной обороны и стратегических наступательных вооружений достаточно для того, чтобы при необходимости преодолеть этот щит", - заключил он.