Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Всемирная паутина опутала театры

© YouTubeТелеверсии спектаклей московских театров можно будет посмотреть в сетиТелеверсии спектаклей московских театров можно будет посмотреть в сети
Дайте время, и российский театр обживет интернет не хуже западного, говорят театроведы. Правда, каким театр будет на этом новом этапе своего развития, пока неясно. Российские театры вслед за мировыми осваивают Всемирную паутину – пока еще довольно робко, по-ученически. На днях власти Москвы озвучили идею познакомить россиян с лучшими столичными спектаклями через сайт Youtube.

Ольга Соболевская, обозреватель РИА Новости.

Российские театры вслед за мировыми осваивают Всемирную паутину – пока еще довольно робко, по-ученически. На днях власти Москвы озвучили идею познакомить россиян с лучшими столичными спектаклями через сайт Youtube, на котором создается видео-канал с коллекцией телеверсий постановок. На сайте уже есть несколько спектаклей.

Дайте время, и российский театр обживет интернет не хуже западного, говорят театроведы. Правда, каким театр будет на этом новом этапе своего развития, пока неясно.

От трейлера до интернет-версии спектакля

Освоение театрами альтернативного пространства – интернета – "неизбежный процесс", считает театральный критик Глеб Ситковский. Почти все западные театры так или иначе выкладывают трейлеры спектаклей – рекламные ролики, смонтированные из наиболее зрелищных фрагментов, замечает он. "В России это пока делают очень редко, но это лишь вопрос времени", – считает собеседник агентства.

По сути, вариантом расширенного анонса спектакля стал недавний эксперимент Берлинского театра Максима Горького, который незадолго до премьеры своего спектакля "Эффи Брист" по пьесе немецкого писателя Теодора Фонтане, прошедшей 14 января, "сыграл" эту постановку в социальной сети Facebook. На своей страничке "онлайн-сцена" в Facebook театр 9 января разместил фотографии актеров и последовательно выкладывал текст их ролей в виде сообщений в чате соцсети. Получилась театральная игра в режиме онлайн.

"Так театр пошел в массы, не ограничился элитой, а привлек новую аудиторию", – говорит режиссер концертов и театральных представлений Екатерина Федорова. Российские театры "воспримут опыт этого коллектива, поскольку освоение театром соцсетей – хорошая реклама искусства", считает она.

"Что может вас заставить посмотреть спектакль в интернете?"

Проект московских властей с видеоверсиями спектаклей на Youtube, включенный в государственную программу "Информационный город на 2012-2016 годы" и, по замыслу разработчиков, позволяющий расширить театральную аудиторию, по сути, не так уж нов, сказала РИА Новости главный редактор газеты "Дом актера" Ольга Галахова. Телеверсии спектаклей существуют давно. Сначала был телетеатр, затем видеотеатр, следующий этап – Интернет-театр.

Существуют и гибридные театральные формы: некоторые режиссеры используют в спектаклях видеофрагменты. Такие спектакли ставят, например, немецкий режиссер Хайнер Геббельс, знакомый москвичам по Театральным олимпиадам, и канадский режиссер-авангардист Робер Лепаж, рассказывает театровед.

Но, как бы то ни было, замечает Ольга Галахова, "любое видео театра – не замена живому спектаклю", поскольку "театр – род искусства, в котором живое есть основа, константа". Да и качество съемки театральных спектаклей по сравнению, к примеру, с подобной практикой в 1950-е годы упало: съемки, как правило, "идут с одной точки", "трудно что-либо понять про актера, про мизансцену".

С другой стороны, подчеркивает Ольга Галахова, у этого интернет-проекта на Youtube есть несомненный просветительский смысл. Благодаря новому сайту столичные спектакли смогут увидеть любители театра по всей России. "Такие проекты восполняют информационный пробел, демократизируют процесс приобщения к театру", – говорит театральный критик.

Полгода назад газета московского Российского академического молодежного театра "РАМТограф" провела опрос зрителей на тему "Что может вас заставить посмотреть спектакль в интернете?" Зрители старше 30-35 лет, как правило, отвечали, что "просмотр спектакля в интернете может быть только с информационной целью, а поход в театр доставляет эстетическое удовольствие. Поэтому… спектакли лучше смотреть живьем". Некоторые зрители рассматривают интернет как видеоархив: "Я… показываю своим ученикам спектакли в классе. Но в основном только тогда, когда этот спектакль уже не идет в театре".

Молодые зрители – школьники, студенты и аспиранты, как показал опрос, испытывают больше энтузиазма по поводу интернет-театра: "Я учусь и работаю, поэтому смотрел бы [спектакли] в интернете". В домашней обстановке вообще "проще настроиться на просмотр, остаться наедине со своими мыслями", добавляет одна из зрительниц.

Онлайн вместо фестиваля

Другой способ освоения интернет-пространства театров предложил Гоша (Игорь) Овчинников – театровед, создатель ежегодного фестиваля "Театральная паутина", в рамках которого спектакли идут и в зрительном зале, и параллельно – в прямой интернет-трансляции. Первый такой смотр состоялся осенью 2004 года.

"Мы хотим интернет затащить в театральную жизнь, – не раз подчеркивал Овчинников. – Не подменить им театр, упаси бог, а сделать его еще одним средством, которое помогает театру доходить до зрителя". По его словам, ежегодно число людей, смотрящих спектакли в интернете в программах "Театральной паутины", увеличивается, а значит, интерес людей к театру растет.

Осенью 2010 года дебютировал российский интернет-театр "Свободная площадка" – первый сезон в начале октября открыл спектакль "Хулиган" о поэте Сергее Есенине с Сергеем Безруковым в главной роли. Постановку одновременно смотрели и зрители в зале, и интернет-пользователи на портале www.teatrtv.com.

Разные формы интернет-театра "будут набирать своих поклонников" и развиваться, в том числе, и по экономическим причинам, убеждена Ольга Галахова. "Театральное фестивальное движение во всем мире дает трещину, в этом движении кризис", – замечает театровед. Тут сказывается и предкризисная экономическая ситуация в Европе и США. "Организация и участие в театральном фестивале – дело дорогостоящее. Возможно, в результате кризиса выживут лишь крупнейшие театральные фестивали, например, в Авиньоне", – поясняет Галахова.

Так или иначе, театр будет искать "поле новой коммуникативности, не зависящей от финансовой стороны", убеждена собеседница агентства.

Умножение театральных мистификаций

"Интернет дает безграничные возможности общения актеров и зрителей, – считает режиссер концертов и театральных представлений Екатерина Федорова. – В Facebook, например, возможна интерактивная игра, импровизации и актеров, и зрителей". В Берлинском театре Максима Горького на онлайн-премьере зрители, число которых перевалило за тысячу, предлагали свои решения для спектакля, например, придумывали наряды для героини пьесы – Эффи Брист, говорит режиссер.

С другой стороны, "для части зрителей онлайн-спектакль в Берлинском театре стал своего рода мистификацией, они восприняли куски текста, выложенные в чате, всерьез, как диалоги реальных людей", замечает Федорова.

"Спектакль в Facebook, скорее всего, будет экзотикой, неким экспериментом, – считает театральный критик Глеб Ситковский. – Это уже не совсем театр, а некая другая форма [искусства]. Были уже прецеденты, когда театр устраивали, например, в лифте. Но под театром все-таки понимается коллективный просмотр [зрелища]".

"Новым космическим делом с колоссальными возможностями" называет Интернет-театр актриса Оксана Мысина, участница одного из таких проектов.

12 ноября прошлого года Мысина сыграла в международном проекте "Вокруг света", разработанном румынским режиссером Аной Маргинеану и включившем спектакли из 9 стран, в том числе России, Германии, Греции, Румынии, Австралии. Моноспектакль Оксаны Мысиной "на тему внутренней свободы" назывался "Приключение на длинной дистанции", а режиссером стал американец Даг Хау, рассказала РИА Новости актриса.

И репетиции, и сам спектакль шли по скайпу. Актриса играла свою роль – женщины, находящейся под домашним арестом по политическим причинам, – в московской квартире, а аудиторией стала нью-йоркская публика. В Нью-Йорке были установлены экраны, транслировавшие представления проекта "Вокруг света" из разных стран. Этот "калейдоскоп спектаклей позволил совершить прыжки в разные культуры", говорит актриса.

Но главное, подчеркивает Оксана Мысина, такая "импровизация по Интернету мобилизует актерскую природу". Актер существует сразу в двух реальностях: одна подлинная, а другая – сюжет спектакля, "мистификация". Некоторые зрители в Нью-Йорке отождествили актрису с ее героиней и советовали ей, как нужно действовать.

"Эта технология даст новый виток развития театра", – резюмирует Ольга Галахова. Правда, театр при этом может измениться и по стилю, и по содержанию.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Оценить 0
Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала