Когда-то на меня произвела впечатление сказка Шарля Перро о Коте в сапогах. Особенно то место в ней, когда Кот повстречался с великаном-людоедом, способным превращаться в кого угодно - хоть во льва, хоть в маленькую мышку.
***
За человеком, упаковавшим мир в маленькую коробочку по имени iPhone, еще при жизни его утвердилось непререкаемое мнение "гений". Ну, а после кончины он был незамедлительно включен в пантеон людей, изменивших мир.
Характерны названия тех документальных фильмов, что уже сняты о нем:
"Стив Джобс: человек без правил". (2011)
"iГений: как Стив Джобс изменил мир". (2011)
"Путь Стива Джобса, изменившего мир" (2011)
"Совершенно секретно - XXI век. Мир до и после Стива Джобса". (2011)
Наконец, новейший из них - "Как Стив Джобс изменил мир". (2012)
Последний был показан Первым каналом в конце минувшей недели.
…До недавней поры, признаюсь, меня больше интересовала волшебная коробочка, нежели тот, кто наладил ее производство в промышленных масштабах.
Производители меня всегда меньше интриговали, чем изобретатели. По аналогии с продюсерами, которые всегда считались фигурами второстепенными в сравнении с режиссерами.
Нет, я не склонен смотреть на исполнителей, организаторов и руководителей того или иного процесса свысока; я понимаю их значение. Просто я исхожу из того очевидного факта, что изобретатели и первооткрыватели ближе к Богу; остальным назначено твердо стоять на земле.
"Назначено" это было и мальчику Стивену Джобсу, от которого при рождении отказались родители, и которого усыновили добрые люди.
Быть пасынком по Джобсу значило чувствовать себя "особенным" и, в известной степени, обособленным, что ему собственно и удалось.
Что еще ему удавалось больше, чем кому бы то ни было из его современников, так это налаживать контакт с будущим аудио- и видеотехнологий. Иными словами - витать в облаках, откуда виднее были нужды приземленных людей.
***
Все его биографы считают нужным подчеркнуть, что он не изобрел пороха. В том смысле, что не выдумал ни компьютера, ни мобильного телефона, ни сенсорного экрана, никакой иной аудио- или видеотехнологии.
Хотя за ним числится около трех сотен патентов, но все они касаются в основном не технологических новшеств, а дизайнерских решений, связанных с наружностью продуктов его корпорации.
Да, он увлекался электроникой с юности. Увлекался на пару со своим приятелем, который был действительно умельцем-изобретателем из племени вундеркиндов - Стив Возняк. Вот он-то и был гением электроники. Той самой электроники, что для него стала бескрайним и бездонным миром. Она была для него чем-то вроде искусства для искусства. То есть электроникой для электроники. Ее практический и, более того, коммерческий потенциал, в общем, мало увлекал Стива Возняка.
По старым меркам, именно этот Стив должен был бы именоваться Моцартом. В семь лет своими руками собрал приемник. Еще через несколько лет соорудил телефонную трубку, посредством которой имел возможность подключаться к телефонным сетям и вести бесплатные переговоры с кем угодно и как угодно долго.
По собственному признанию, он комбинировал чипы по наитию, интуитивно, не прочитав ни одной теоретической книги. Словно ему кто-то свыше подсказывал, что с чем надо соединять, и что к чему надо припаивать.
***
ЭВМ, впрочем, была сконструирована до него, но все еще оставалась достоянием исключительно крупных ведомств - военных, научных, информационных - и никому в голову не приходило сделать ее предметом массового потребления.
Джобс проникся идеей одомашнить крупного и в значительной степени дикого зверя размером с офис средней величины и сделать его настольной принадлежностью кабинетного индивида.
Чего было больше в этой мечте: жажды демократизации технологических достижений или мании многообещающего коммерческого успеха?
Оказалось, что не так и важно, чего было больше. Важно то, что "мания" и "жажда" не вошли в противоречие друг с другом. Первый же проект, идею которого подал один Стив, а реализовал другой Стив, - персональный компьютер, - ответил обоим вожделениям молодых и предприимчивых людей. То был деревянный ящик с клавиатурой, но без монитора, с функцией которого справлялся экран телевизора.
Правда, обладателю чудо-ящика надо было для этого справиться с задачей подключения к телевизору, что требовало специальной технической подготовки. Эта трудность ограничивала распространение товара.
С трудностью справился все тот же Возняк. И опять чисто интуитивно. Второй раз, как он сам признался, у него бы вышло. Он создал программу, которая работала без единого "глюка". Получился компьютер "apple 2" - товар ширпотреба.
Фотоистория продукции Apple >>
Дальнейшая траектория его удачи - это зигзаг, в верхней точке которого та самая волшебная коробочка iPhone, ставшая тоже в свою очередь предметом ширпотреба.
Его принцип: не надо ничего изобретать; достаточно переосмыслить то, что изобретено. Так он переосмыслил ЭВМ, "мышку", сенсорный экран, "цифру", мобильную связь, Интернет.
Его мотор - Мечта.
Его идеология: громоздкое должно быть компактным, а сложное - простым.
Ничто, пожалуй, так не поспособствовало глобализации человеческого бытия, как "волшебная коробочка" - iPhone. Ни вооруженные экспансии, ни смертоносные революции, ни торговые взаимопроникновения, ни спортивные Олимпиады.
Информационная глобализация с помощью Кота в сапогах Стива Джобса оказалась самой мирной и эффективной.
С другой стороны можно ли быть уверенным, что быль стала сказкой, а все мы со своими "коробочками" - сказочными персонажами, овладевшими этим лучшим из миров? Действительно ли он у нас в кармане?
Предположим, что так. Но тогда позволю себе выразить опасение относительно побочного эффекта этой победы. Не станет ли и человек пропорционально компактным? И не стал ли он уже таковым?
***
У сказки Перро в контексте ХХI века - грустный финал: "А кот стал знатным вельможей и с тех пор охотился на мышей только изредка - для собственного удовольствия". Мне, по крайней мере, таковым он показался.
Хотя и есть повод для оптимизма - фейсбук. Фейсбук - это сказка о Марке Цукерберге. Если Стив нас объединил и утрамбовал в одно целое, то Марк расфасовал по социальным сетям.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции