В ночь с 13 на 14 января в некоторых странах неофициально отмечается Старый Новый год ‑ праздник, получившийся в результате смены летоисчисления.
Традиция отмечать Старый Новый год связана с расхождением двух календарей: юлианского ‑ календаря "старого стиля" и григорианского ‑ календаря "нового стиля", по которому живут современные люди. Это расхождение в XX‑XXI веках составляет 13 дней, поэтому Новый год по старому стилю отмечается в ночь с 13 на 14 января.
С 1 марта 2100 года разница между юлианским и григорианским календарями составит 14 дней. С 2101 года Старый Новый год будет отмечаться на день позже.
Практически все государства Европы перешли на григорианское летоисчисление еще в XVIII веке, удалив из календаря лишние несколько дней. Россия же перешла на новый календарь только в 1918 году. Декретом Совета Народных Комиссаров от 26 января 1918 года после 31 января 1918 года сразу настало 14 февраля.
В результате перехода на новое летоисчисление изменилась дата начала Нового года. 1 января по новому стилю приходится на 19 декабря по юлианскому календарю, а 14 января по новому стилю является 1 январем по юлианскому календарю.
Русская православная церковь продолжает отмечать все церковные праздники по юлианскому календарю: и Обрезание Господне (до 1918 года совпадавшее с гражданским Новым годом), и Рождество Христово. Современный Новый год выпадает на предрождественский пост ‑ православный сорокадневный пост в честь Рождества. По старому стилю все шло своим чередом ‑ Рождественский пост предшествовал празднику Рождества Христова, после которого через шесть дней люди встречали Новый год.
Поэтому Новый год по старому стилю важен для православных верующих людей, живущих в странах, где церковь продолжает пользоваться юлианским календарем. Старый Новый год дает возможность отпраздновать приход нового года тем, кто соблюдает Рождественский пост.
В России до 1918 года приход Нового года попадал на период святок (святые, праздничные дни между Рождеством и Крещением). На эти дни (период зимнего солнцеворота) у древних славян приходились праздники, связанные с культом природы, которые сопровождались религиозно‑магическими обрядами, заклинаниями об урожае, приплоде скота, гаданиями, ряжением и т.п. Церковь постаралась ассимилировать их, придав им характер прославления Христа.
14 января (1 января по старому стилю) христианская церковь чтит память святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Капподакийской. В старину этот день носил название Васильева дня и имел решающее значение для всего года. Вечер накануне (ныне 13 января) назывался Васильевым вечером.
Встречать Новый год нужно было весело и радостно, чтобы следующий год прошел без горестей; есть посытнее и повкуснее, чтобы в грядущем году не испытывать недостатка в еде. Люди старались нарядиться в новые красивые одежды, чтобы весь год красиво одеваться.
Новогодняя трапеза не была постной; в Васильев вечер ели все самое лучшее и вкусное, что было в доме: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку. Обязательными для новогоднего стола были кутья, поросенок или какие‑либо блюда из свинины, так как Святой Василий считался покровителем свиней. Считалось, что если в ночь перед Васильевым днем на столе будет много свинины, то эти животные будут плодиться в изобилии и приносить хозяевам хорошую прибыль. Также на стол подавали блюда, приготовленные из зайца и петуха. Согласно поверью, мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха ‑ чтобы быть легкими, как птица. На стол также обязательно ставили свиную голову.
На Васильев день проводились оберегающие обряды, обряды на благополучие и приносящие удачу.
Существовал еще обычай готовить в Васильев день кашу как обязательное праздничное блюдо, обставляя приготовление особыми обрядами, а затем по качеству каши судить о благополучии в наступающем году.
В новогоднюю ночь, в 2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара (обычно гречку), а старший мужчина приносил воду из колодца или реки. Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится, было нельзя – они просто стояли на столе. Затем все садились за стол, и старшая из женщин начинала размешивать кашу в горшке, произнося при этом определенные ритуальные слова. Потом все вставали из‑за стола, а кашу хозяйка ставила в печь – с поклоном. Готовую кашу доставали из печи и внимательно рассматривали. Если горшок был просто полным, а каша ‑ наваристой и рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша вылезала из горшка, либо была мелкая да белая, а горшок трескался – это не сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда ожидали беды, а кашу выбрасывали.
Обряды первого дня нового года были направлены на обеспечение благополучия как в отдельных сферах крестьянской деятельности, так и во всем хозяйстве в целом. Так обряд посевания, который производился по большей части утром в Васильев день, производился для получения хорошего урожая в новом году. Этот древний обряд известен также под другими именами: авсень, овсень, усень и др. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись вместе перед обедней, ходили по домам сеять из рукава или из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню.
Хозяева дома давали посыпальщику что‑либо в подарок, а разбросанные им зерна тщательно собирали, хранили до весны и при посеве яровых смешивали с прочими семенами.
Есть еще традиция в России в ночь на Старый Новый год лепить и варить вареники, часть которых с сюрпризами. В каждой местности (даже в каждой семье) значения сюрпризов могут отличаться.
Как канун Нового года Васильев вечер считался в народе временем самых точных и верных гаданий, которые производились в течение всего святочного периода. Особенно его ждали незамужние девушки. Они верили: что в Васильев день нагадаешь, то обязательно сбудется. Наиболее характерными новогодними гаданиями, а в некоторых местных традициях производимыми только в Васильев вечер, были гадания на урожай, семейные гадания о судьбе и подблюдные гадания.
Кроме гаданий, в ночь на Старый Новый год люди пытались предсказать будущее по приметам. Они верили, что если утром в день Нового года первой в дом придет женщина, то это неминуемо принесет несчастье, если мужчина ‑ счастье. Если в день Нового года есть в доме деньги ‑ весь год не будешь в них нуждаться, но только при условии, если никому не дашь взаймы.
Кроме того, были известны и другие приметы: "Коли первый день в году веселый (счастливый), то и год будет таков"; "Выпавший на Новый год снег или туман предвещает урожай"; "Полная прорубь воды и туман на Новый год предвещают большой разлив"; "Если ночь после Нового года тихая и ясная, будет счастливый год не только для людей, но и для скота; если солнце высоко взойдет, весь год будет счастливым, а особенно добрым будет садовый урожай"; "Если иней обильно покрывает деревья, будет урожай зерновых и хороший медосбор; а когда тепло, то лето будет дождливым; какой первый день в Новом году, такой и год будет"; "Если оттепель, то ждут теплого лета".
В некоторых регионах России существуют свои традиции встречи Старого Нового года. Например, в Ялге ‑ пригородном поселке Саранска (Мордовия) жители собираются возле новогоднего костра, водят хороводы и вместе со старыми вещами сжигают все неприятности, что накопились за год. Еще у них вошло в традицию шуточное гадание со старым сапогом или валенком. Ялгинцы встают в круг и передают друг другу "волшебный башмачок", в котором лежат записки с добрыми пожеланиями. Они верят, что вытянутая из сапога записка обязательно принесет удачу.
Традиция встречать Старый Новый год сохранилась не только в России, но и бывших советских республиках. В Белоруссии и на Украине вечер накануне 14 января называется "щедрым", поскольку принято готовить "щедрую кутью" ‑ богатый стол после рождественского поста. Отмечают Старый Новый год и Грузия, и Абхазия.
В Абхазии 13 января официально значится как Ажьырныхуа или Хечхуама – День сотворения мира, обновление. Он является праздничным и нерабочим. Свое начало праздник обновления или сотворения мира берет в языческом прошлом страны и связан с почитанием божества Шашвы - покровителя кузнецов. Традиционно в этот день режут петухов и коз в жертву Шашве. Праздник собирает под кров семейного святилища - "кузницы" - всех родственников по отцовской линии. Представители чужих родов ‑ жены и невестки ‑ остаются дома.
Встречают Старый Новый год и в некоторых других странах. В бывшей Югославии (Сербии, Черногории и Македонии) также отмечают Старый Новый год в ночь с 13 на 14 января, поскольку Сербская православная церковь, как и русская, продолжает жить по юлианскому календарю. Сербы называют этот праздник "Сербский Новый год" или Малое Рождество.
Иногда сербы в этот день вносят в дом "бадняк" ‑ одно из двух поленьев, которые они заготовили в сочельник для Рождества и Малого Рождества. В Черногории принято называть этот праздник "Права Нова Година", что значит "Правильный Новый Год".
В ночь на 14 января собираются за праздничным столом, чтобы отметить приход Нового года и в Греции. Этот греческий праздник называется Днем Святого Василия, известного своей добротой. В ожидании этого святого греческие дети оставляют у каминов свои ботинки, чтобы Святой Василий положил в них подарки.
В Румынии Старый Новый год встречают чаще в узком кругу семьи, реже с друзьями. Для праздничного стола делают новогодние пироги с сюрпризами: монетками, фарфоровыми фигурками, колечками, горьким перцем. Большую удачу сулит найденное в пироге кольцо.
Старый Новый год отмечают также на северо‑востоке Швейцарии в некоторых немецкоязычных кантонах. Жители кантона Аппенцель в XVI веке не приняли реформу папы римского Григория XIII и до сих пор отмечают праздник в ночь с 13 на 14 января. 13 января они празднуют старый день Святого Сильвестра, который по легенде, в 314 году изловил ужасного монстра. Считалось, что в 1000 году монстр вырвется на свободу и уничтожит мир, но этого не случилось.
С тех пор в предновогодний день жители Швейцарии наряжаются в маскарадные костюмы, на голову надевают причудливые сооружения, напоминающие кукольные дома или ботанические сады и называют себя Сильвестр‑клаусами. Прогуливаясь по улочкам, местные жители шумят и кричат, тем самым, выгоняя нечистую силу и приглашая добрых духов.
Кроме того, Новый год по старому стилю отмечают в небольшой валлийской общине в Уэльсе на западе Великобритании. 13 января они празднуют "Хен Галан".
В Соединенном Королевстве григорианский календарь действует с 1752 года, но маленькая община фермеров‑валлийцев с центром в деревушке под названием Долина Гуэйн справляет наступление Нового года по юлианскому календарю.
Причина, по которой Долина Гуэйн и окружающие ее фермы "отстали" от времени, теперь уже неизвестна. Одни говорят, что это была воля местного феодала, настроенного против католической церкви. Другие считают, что это была воля всей общины, решившей отстоять свой традиционный уклад.
"Хен Галан" встречают по традициям предков песнями, колядками и местным домашним пивом. Праздник начинают дети. С раннего утра они колядуют по всей долине, собирая гостинцы и деньги. Для взрослых веселье наступает ближе к вечеру. Вся деревня и близлежащие фермы собираются в местном пабе. Посторонних посетителей не пускают. В древнем пабе, одном из немногих в Великобритании, где пиво варят и тут же наливают в кувшины, кроме пива, ничего не подают. Местные жители еду приносят с собой. В пабе люди под аккомпанемент гармони поют на валлийском языке песни, которые исполняли еще их деды и прадеды.
Для местных жителей "Хен Галан" ‑ это праздник добрососедства и "открытых дверей". Но открытых для своих, не для посторонних. Согласно легенде, в стародавние времена обитатели долины хороводом с песнями ходили от дома к дому в гости.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников