Анна Курская, РИА Новости.
Главная перемена, которая ждет российскую образовательную систему в новом году, связана с принятием нового закона об образовании. В остальном же отрасль будет следовать курсу, заданному в предыдущие годы: учебные программы всех уровней будут приводиться в соответствие с федеральными требованиями и стандартами, а вузам придется бороться за успевающих абитуриентов, чтобы избежать закрытия, считают эксперты.
Закон будет принят
В конце декабря министр образования и науки Андрей Фурсенко заявил, что проект закона об образовании, вокруг которого весь 2011 год шла общественная дискуссия, уже готов и может быть внесен в Госдуму.
«Если мы хотим, чтобы он заработал с 1 января 2013 года, он должен быть рассмотрен Госдумой в весеннюю сессию, а если на осенней сессии, то срок введения отодвинется», – сказал министр 27 декабря на заседании коллегии Минобрнауки.
Эксперты ожидают, что в 2012 году закон об образовании будет принят, но рассчитывают, что это произойдет в осеннюю сессию, после того, как улягутся выборные страсти президентской кампании.
«Дискутировать перед выборами президента на тему образования – значит, погружаться в очень рискованный популистский формат, – рассказал РИА Новости научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. – Понятно, что кандидаты в президенты будут давать много обещаний и требовать, чтобы в законе были прописаны определенный процент ВВП на образование, фиксированная зарплата и федеральный оклад для учителей, и т.д».
По его мнению, хотя законопроект будет внесен в Госдуму в январе или феврале, до осенней сессии принять его не успеют.
Директор Института развития образования НИУ-ВШЭ Ирина Абанкина выразила надежду, что будущий закон предоставит гарантии по оплате труда всем педагогическим работникам, начиная от детских садов и заканчивая вузами, в объеме не ниже средней зарплаты по экономике региона.
«Эта мера укрепит социальный статус педагогов и станет серьезным завоеванием закона об образовании», – отметила она.
Законопроект «Об образовании в Российской Федерации», подготовленный министерством образования и науки, должен заменить два базовых закона – «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное – начальное, среднее, высшее и дополнительное.
Детские сады и школы
Весь минувший год российские власти, начиная с самого высокого уровня, решали проблему дефицита мест в детских садах страны, строили новые детсады и модернизировали старые, открывали дошкольные группы при школах. Эксперты ожидают, что в наступающем году очереди в детсады значительно сократятся, как это произошло в Москве, где очередей сегодня уже фактически нет.
Изменится и содержание дошкольного образования. «Все образовательные программы дошкольного образования будут приведены в соответствие с федеральными требованиями, – рассказала РИА Новости директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец. – Эта работа ведется уже два года, и в следующем году, я думаю, мы ее закончим».
В новом году продолжится переход оплаты труда педагогов на новую систему, которая заменила прежнюю единую тарифную сетку. Новая система предусматривает возможности для повышения зарплаты учителей за счет стимулирующих выплат за хорошую работу, высокие результаты и инициативность.
«Переход на новую систему оплаты труда декларируется повсеместно, но пока это произошло не более чем в половине школ», – рассказал научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
По его словам, новая система оплаты труда невозможна без прозрачной, объективной и современной системы оценки результата деятельности учителя. Но пока ее нет.
«Мы срочно должны разработать такую систему оценки, – отметил Александр Адамский. - Причем оценивать надо разнообразные результаты ученика, как академические, так и личностные, его индивидуальный прогресс. Тогда новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, можно будет распространить на все школы».
Также в новом году будет продолжена работа над новым образовательным стандартом для старшей школы, и она может растянуться еще надолго, считают эксперты.
«Я не уверена, что стандарт будет принят в наступающем году, но он, несомненно, будет обсуждаться, – отметила Ирина Абанкина. – В любом случае школьники начнут учиться по нему не ранее 2020 года. Очень хотелось бы, чтобы новый стандарт был «костюмчиком на вырост», а не заковал старшую школу в те возможности, которые есть у нее сейчас».
Разработать стандарт с перспективой, чтобы общество с ним согласилось, гораздо важнее, чем принять его именно в 2012 году, полагает эксперт.
Вузы
Правила приема в вузы в 2012 будут отличаться от действовавших годом ранее. Аитуриенты-олимпиадники смогут поступать на льготных условиях только в один вуз и на одну специальность, а не в пять учебных заведений, как было прежде. Перечень обязательных вступительных экзаменов для ряда специальностей также изменился. Впервые абитуриенты смогут поступать на бюджетные места в аккредитованные частные вузы на тех же условиях, что и в государственные.
«Я думаю, что будет принято решение по отсечению абитуриентов с низким баллом ЕГЭ при поступлении в вузы на бюджетные места, – рассказала Ирина Абанкина. – За счет бюджета будут учиться только подготовленные ребята, а тем, кто не сумел в школе адекватно подготовиться, придется выбирать другие образовательные стратегии. Эта мера повлияла бы на качество образования и укрепила статус дипломов».
Минобрнауки продолжит политику сокращения, реорганизации и укрупнения вузов, на эту тему в минувшем году неоднократно высказывался министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. По поручению президента финансирование вузов также будет приведено в соответствие со средним баллом ЕГЭ абитуриентов.
«В этом году усилится конкуренция между вузами за абитуриентов», – отметила директор Института развития образования НИУ-ВШЭ.
Раздел министерства
В январе 2011 года помощник президента Аркадий Дворкович заявил, что Минобрнауки необходимо разделить на два ведомства. По мнению экспертов, в случае подобного раздела одно ведомство будет определять федеральную политику в отношении детских садов и школ, а второе – в отношении колледжей, вузов и научных организаций.
Минобрнауки сейчас достаточно громоздкое ведомство, и хотя у него есть сквозные задачи, принципы регулирования для довузовского и вузовского секторов разные, поэтому министерство, скорее всего, действительно будет разделено, полагает Ирина Абанкина.
Так или иначе, после принятия закона об образовании многие полномочия в этой области будут передано с федерального уровня на уровень субъектов РФ, произойдет децентрализация в сфере управления образованием.
«Разделят министерство или нет – в конце концов, это неважно, – считает директор Института развития образования НИУ-ВШЭ. – Все равно за федерацией останется определение стратегии и нормативно-правовое регулирование на уровне законов и постановлений правительства».
В любом случае большую работу придется взять на себя региональным министерствам образования, и важно, чтобы они справились с новым объемом ответственности и полномочий, резюмировала эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции