Правительство России обязало все компании, осуществляющие пассажирские перевозки, с 1 января 2012 года оснаститься аппаратурой ГЛОНАСС.
Глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) является российским аналогом американской Системы глобального позиционирования (GPS) и позволяет определять местоположение и скорость движения сухопутных, морских и воздушных объектов с точностью до 1 метра.
В соответствии с распоряжением президента РФ от 18 февраля 1999 года система ГЛОНАСС отнесена к космической технике двойного назначения, применяемой в научных, социально‑экономических целях, в интересах обороны и безопасности РФ.
Основой системы должны являться 24 спутника, движущихся над поверхностью Земли в трех орбитальных плоскостях с наклонением 64,8°, и высотой 19,1 тысячи километров. При полной орбитальной группировке из 24‑х спутников обеспечивается практически непрерывная навигация по всей территории Земного шара.
Развертывание ГЛОНАСС началось в октябре 1982 года. Первый спутник ГЛОНАСС был выведен Советским Союзом на орбиту 12 октября 1982 года. 24 сентября 1993 года система была официально принята в эксплуатацию.
Уже в 1995 году работали все 24 спутника, предусмотренные проектом ГЛОНАСС. Однако развал СССР и недостаток финансирования привели систему в упадок. К 2001 году на орбите оставалось менее десятка спутников. После принятия в том же году федеральной целевой программы (ФЦП) "Глобальная навигационная система" ГЛОНАСС стали восстанавливать.
Основными целями ФЦП ГЛОНАСС являются развитие и эффективное использование Глобальной навигационной спутниковой системы в интересах социально‑экономического развития страны, обеспечения национальной безопасности, сохранения Россией лидирующих позиций в области спутниковой навигации за счет гарантированного предоставления навигационных сигналов отечественным и зарубежным потребителям.
В 2007 году были сняты все ограничения для гражданских пользователей ГЛОНАСС, 25 декабря три навигационных спутника ГЛОНАСС были выведены на орбиту с помощью усовершенствованной версии российской ракеты‑носителя "Протон‑М". В 2008 году было запущено шесть спутников ГЛОНАСС‑М. Общее число спутников системы ГЛОНАСС достигло 20. В 2010 году был осуществлен запуск шести спутников ГЛОНАСС‑М, общее число функционирующих спутников глобальной навигационной спутниковой системы достигло 22.
В 2011 году на орбиту были выведены шесть спутников ГЛОНАСС (пять ГЛОНАСС‑М и один ГЛОНАСС‑К). Орбитальная группировка не только достигла полного состава – 24, но и имеет теперь резервные спутники. Сигнал российской навигационной спутниковой системы стал доступным для приема без ограничений по всему миру. Наличие 24 функционирующих на орбите спутников ГЛОНАСС, транслирующих навигационный сигнал, позволяет обеспечить непрерывную навигацию по всей территории Земли.
В случае выхода из строя одного из аппаратов или вывода на профилактику это не будет сказываться на доступности и точности системы ГЛОНАСС. Доступ к гражданским навигационным сигналам системы ГЛОНАСС предоставляется российским и иностранным потребителям на безвозмездной основе и без ограничений.
В 2011 году точность системы ГЛОНАСС составляла около 4,5 метров. В ближайшее время она возрастет до 2,5‑2,8 метров, а после перевода в рабочее состояние двух спутников коррекции сигнала системы "Луч" (в середине 2012) года точность навигационного сигнала ГЛОНАСС возрастет до 1 метра.
В 2017‑2020 гг. начнется разработка новейшего спутника ГЛОНАСС‑КМ, который пополнит орбитальную группировку в 2025 году.
В середине 2012 года в Москве появятся мобильные приложения ГЛОНАСС для смартфонов с актуальной информацией о прибытии к каждой остановке всех столичных автобусов, троллейбусов и трамваев. Бесплатные приложения для популярных мобильных платформ Apple iOS, Google Android и Microsoft Windows Phone будут использовать обновляемую в реальном времени информацию о местоположении общественного транспорта, получаемую с помощью спутниковой навигации. Те же данные будут транслироваться на несколько сотен информационных табло, которыми планируется оснастить остановки общественного транспорта Москвы.
К 1 июля 2012 года столичный общественный транспорт будет полностью оснащен системой ГЛОНАСС, а ее отсутствие станет грубым нарушением лицензионных требований.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников