МОСКВА, 27 дек - РИА Новости. Разлив тяжелой нефти в заливе Сан-Франциско в 2007 году вызвал массовую гибель эмбрионов восточной сельди в последующие сезоны, что стало причиной резкого сокращения всей популяции этой промысловой рыбы в водах тихоокеанского побережья Соединенных Штатов, пишут океанологи в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
"Зародыши и мальки буквально разваливались на части и умирали в огромном количестве. Учитывая выводы предыдущих исследований влияния нефтяных пятен на состояние эмбрионов и мальков рыбы, мы не думали, что пятна в заливе Сан-Франциско будет достаточно для нанесения существенного вреда. К тому же, мы не ожидали, что ультрафиолетовое излучение усилит токсичность нефти в природных условиях в большей степени, чем на то указывали лабораторные опыты", - заявил один из участников исследования Гэри Шерр (Gary Cherr) из университета штата Калифорния в городе Дэвис (США).
Смертоносное "черное золото"
Группа ученых под руководством Джона Инкардоны (John Incardona) из Северо-западного центра рыболовных исследований в городе Сиэтл (США) оценила ущерб, нанесенный популяции восточной, или тихоокеанской сельди (Clupea pallasii) в результате разлива нефти в окрестностях Сан-Франциско в 2007 году.
В ноябре 2007 года танкер Cosco Busan столкнулся с мостом Оакленд Бей, в результате чего его содержимое выплеснулось в залив Сан-Франциско. Власти штата Калифорния оперативно отреагировали на катастрофу и ликвидировали ее последствия к декабрю 2007 года.
Инкардона и его коллеги начали отслеживать ситуацию и проводить регулярные "обследования" здоровья залива через три месяца после катастрофы и продолжали свою работу в течение последующих трех лет.
Как отмечают авторы, залив Сан-Франциско является основным местом нереста тихоокеанской сельди, где она вырастает и распространяется по всему западному побережью США. Разлив нефти произошел в очень неудачный момент и ударил по самому уязвимой части цикла жизни тихоокеанской сельди - малькам и эмбрионам в поздней стадии развития.
В первые месяцы после разлива нефти ученые помещали небольшое количество искусственно оплодотворенных эмбрионов в специальные клетки и погружали их в воду залива в шести разных точках. Четыре из них находились в загрязненных районах, две - в относительно чистых участках, выступавших в качестве контрольной группы.
К моменту превращения эмбрионов в мальков исследователи отловили несколько "диких" зародышей и оценили здоровье всех особей из своего улова при помощи видео- и фотомикроскопии. Затем океанологи препарировали часть особей и определяли долю вредных химических веществ в их тканях.
Стопроцентная смертность
Выяснилось, что многие искусственно оплодотворенные эмбрионы были мало приспособлены для жизни из-за аномалий в структуре сердца и сосудов зародышей и частичному омертвению тканей.
Кроме того, ученые зафиксировали аномально высокий уровень смертности и уродства среди мальков и икринок на поздней стадии развития в местной популяции сельди. В частности, мертвые эмбрионы потеряли свою природную прозрачность и почернели из-за обширных повреждений и смерти значительной доли клеток. Живые зародыши не умели двигаться, а их внешние покровы были заметно повреждены.
В целом, ни одна икринка из числа "диких" зародышей так и не смогла превратиться в полноценную взрослую рыбу в 2008 и 2009 годах. Только в 2010 году ситуация в заливе начала нормализоваться.
Ученые попытались выяснить причину столь высокой смертности рыбы. Оказалось, что в водах залива в 2008-2009 годах присутствовало большое количество полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). Эти вещества возникают при "грязной" переработке и разложении нефти и считаются одними из самых сильнейших канцерогенов.
Как пишут океанологи, сочетание ароматических углеводородов и ультрафиолетовых лучей Солнца оказалось фатальным для тихоокеанской сельди. Молекулы ПАУ поглощали ультрафиолет и превращались в особо агрессивный канцероген, который быстро расправлялся с эмбрионами.