МОСКВА, 20 дек - РИА Новости. Наиболее вероятными покупателями крупнейшего российского аэропорта "Домодедово" являются аэропортовые холдинги "Реновы" Виктора Вексельберга и "Базэла" Олега Дерипаски, а стоимость аэропорта оценивается в 3-3,5 миллиарда долларов, считают опрошенные агентством "Прайм" аналитики.
В понедельник источник в банковских кругах сообщил агентству "Прайм", что "Домодедово" выбрало инвестбанк Goldman Sachs в качестве консультанта для возможной продажи аэропорта.
В самом "Домодедово" эту информацию не комментируют.
Московский аэропорт "Домодедово" - крупнейший аэропорт России, доля его пассажиропотока от общего объема в Москве составляет 46%. На сегодняшний день из "Домодедово" выполняют полеты 77 авиакомпаний по 233 направлениям по всему миру, 93 из которых уникальны для московского региона. Среди партнеров 48 иностранных авиакомпаний (12 из них представляют страны СНГ) и 29 российских. Пассажиропоток "Домодедово" по итогам 2010 года вырос на 19,2% - до 22,25 миллиона человек.
Цена вопроса
Акционеры "Домодедово" планировали провести IPO на Лондонской фондовой бирже в 2011 году, однако в конце мая его отложили из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка.
Кроме Goldman Sachs организаторами той сделки были назначены J.P. Morgan, Morgan Stanley и Citigroup.
Председатель совета директоров аэропорта Дмитрий Каменщик в июле заявил, что "Домодедово" не исключает в перспективе IPO, но в ближайшее время не планирует его проведение. В ответ на сообщения ряда СМИ о продаже пакета акций аэропорта он также сообщил, что компания не ведет никаких переговоров.
В рамках премаркетинга IPO организаторы разошлись в оценках актива: Goldman Sachs оценил компанию в 3,5-7,5 миллиарда долларов, Citigroup - 4,2-5,3 миллиарда долларов, а J.P. Morgan - в районе 4,3-4,4 миллиарда долларов в рублевом эквиваленте.
"Исходя из рыночных реалий, мы можем говорить о низшей границе в 3 миллиарда долларов (стоимость компании на сегодняшний день)", - считает аналитик из "ВТБ Капитала" Елена Сахнова. По ее словам, это связано, прежде всего, с негативной конъюнктурой на рынке, при этом сам актив очень привлекательный для инвесторов.
С оценкой Сахновой согласна и аналитик из Rye, Man & Gor Securities Екатерина Андрианова.
"Мы не владеем всей картиной происходящего, какой пакет планируется продавать, поэтому о цене говорить сложно. Но думаю, что продавец ориентируется на оценку "Домодедово", которая была сделана в преддверии IPO, но с учетом негативной динамики на рынке. Это ближе к нижней границе, может, даже и ниже ее", - отмечает Андрианова.
Прозрачное Домодедово
Планы нынешних акционеров "Домодедово" продать акции аэропорта эксперты по-прежнему связывают с тем, что руководство аэропорта хочет обезопасить свой бизнес от вмешательства государства.
"Возможно, сделка инициирована, чтобы в очередной раз найти инвестора, чтобы снизить риски со стороны государства", - считает аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Рожков.
"Домодедово" - одна из самых закрытых российских компаний. На момент подготовки компании к IPO председатель ее совета директоров Каменщик являлся бенефициаром 100% акций DME Limited, холдинговой компании аэропорта. Однако позже он отказывался раскрыть структуру акционеров, объясняя это опасениями рейдерских атак.
Власти РФ заинтересовались собственниками "Домодедово" после двух крупнейших ЧП - задержки сотен рейсов в конце 2010 года из-за ледяного дождя и проблем с энергоснабжением, а также теракта в аэропорту 24 января этого года, унесшего 37 жизней.
Генпрокуратура констатировала, что крупнейший аэропорт страны управляется с помощью офшорных компаний из-за рубежа, а реальные собственники "Домодедово" неизвестны.
Покупатель
Аналитики сошлись во мнении, что купить акции "Домодедово", скорее всего, может российский инвестор. По мнению Рожкова из "Метрополя", для иностранных инвесторов слишком велики риски, связанные с непростыми отношениями между владельцами "Домодедово" и государством.
"Я боюсь, что зарубежные инвесторы будут с опаской смотреть на актив из-за известных проблем", - добавила Сахнова из "ВТБ Капитала".
По ее мнению, потенциальным покупателем может стать "Базэл" Олега Дерипаски или же "Ренова" Виктора Вексельберга, которые уже владеют в России рядом аэропортов.
"Учитывая, что аэропорты являются стратегическим активом, можно предположить, что это будут российские инвесторы, в качестве покупателя может выступить "Базэл", - говорит и Андрианова из Rye, Man & Gor Securities.
Она добавила, что, возможно, для этих целей и создается СП между "Базэлом", Сбербанком и сингапурской Changi Airports. В Сбербанке это предположение не комментируют.
В конце октября группа "Базовый элемент" Олега Дерипаски, дочерняя компания Сбербанка ООО "Сбербанк Инвестиции" и "дочка" управляющей компании сингапурского аэропорта Changi Airports International подписали соглашение о намерениях, которое предусматривает создание совместного предприятия в сфере аэропортового бизнеса.
Рожков из "Метрополя" отмечает, что если актив и будет продан зарубежному инвестору, то с дисконтом. По его словам, скорее всего, "Домодедово" может купить тот, кто близок к власти.
В СМИ появилась информация, что покупкой "Домодедово" интересуется предприниматель Сулейман Керимов. Однако официальный представитель принадлежащей ему холдинговой компании "Нафта Москва" заявил, что эта информация не соответствует действительности, и таких планов у Керимова нет.