Рейтинг@Mail.ru
Шмелев: интернет в школе стал почти обыденным явлением - РИА Новости, 20.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Шмелев: интернет в школе стал почти обыденным явлением

Читать ria.ru в

Информационно-коммуникационные технологии отвоевывают себе все большее место в школьном преподавании. О том, как их осваивают учителя городских и сельских школ, о проблемах на этом пути рассказал в интервью РИА Новости начальник отдела дошкольного и общего образования Министерства образования Нижегородской области Виктор Шмелёв. Беседовала Ирина Зубкова.

- Виктор Николаевич, один за другим появляются школьные сайты, на родительских собраниях учителя настоятельно рекомендуют создать сайт каждому классу - «на конкурс». Похоже, интернет в школе в моде?
- Некоторое время назад это действительно было «модным трендом». Некоторые директора школ стремились во что бы то ни стало обзавестись школьным сайтом - даже иногда плохо себе представляя, что это такое и зачем он нужен. Было и такое: требовали, чтобы каждый класс, даже в начальной школе, создал свою интернет-страницу. При этом сами руководители школ не только не брали в расчет, что создание и поддержка полноценного сайта - серьезная работа, причем дорогостоящая и требующая солидных затрат труда и времени, но даже не отличали сайт от блога или от учетной записи на почтовом сервере. Однако сейчас положение дел переменилось.

- Теперь интернет в школах уже не в диковинку?
- Да, сейчас это вполне обыденное явление, хотя еще несколько лет назад компьютер, интернет для учительниц действительно были модной диковиной, которую, иногда к их ужасу, им приходилось осваивать. Педагоги (за исключением учителей информатики) не понимали, о какой глобальной сети говорят дети, что они там делают с этой сложной системой.
Сегодня у учительницы - даже в маленькой сельской школе - спрашиваешь: «А как вы распространяете свой опыт?» Она отвечает: «У меня есть страничка в интернете, где мы общаемся, там я вывешиваю свои материалы. У меня есть круг друзей в сети». Электронный адрес есть сейчас практически у каждого учителя. У многих, в особенности у сельских учителей, причем из дальних районов области, - личные страницы в сетевых сообществах «Открытый класс», «Школа молодого учителя». Сложно уже удивить учителя интернетом, электронной почтой, скайпом как способом общения.

- Как способом общения - сложно. А как инструментом в обучении?
- Вот в качестве средства для работы учителя используют интернет-технологии еще не очень широко. На конец прошлого учебного года в нижегородских школах был один компьютер на 12 детей - это средний показатель по области. Однако то, что компьютеры есть, еще не означает, что дети и педагоги ими активно пользуются. Скорость интернета в большинстве сельских школ еще очень низкая: 128 кб/с, а для того, чтобы быстро выходить в сеть прямо на уроке, надо бы хотя бы 512. Конечно, в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Арзамасе, на Бору техника более современная, она позволяет частично пользоваться интернетом и во время занятий. Но урок продолжается по-прежнему всего лишь 45 минут, и было бы неразумно тратить значительную часть этого времени на долгую загрузку интернет-страниц.

- Значит, так и используют инструменты прошлого и позапрошлого века?
- Вовсе нет: современные технологии с каждым годом применяются на уроках все шире. Много у нас интерактивных досок. Во время вспышек гриппа, особенно при долгом карантине, когда вынужденно закрываются классы или школы, учителя по электронной почте отправляют задания ученикам и получают ответы. В лицеях и гимназиях некоторых районных центров дистанционно, через сеть преподаватели общаются с одаренными детьми, которые учатся в сельских школах.

- Ребенок в сети найдет и много информации, и методические разработки уроков. Для чего же ему школа, учителя?
- Перефразирую вопрос: в начале года все школьники получают учебники в библиотеке - зачем же нужен учитель, если информация есть в книгах? Читать ученик может сам. Только вот почему-то учитель никуда не девается. И дело не только в том, что кто-то должен спросить, что именно школьник прочитал, что понял, и поставить оценку.  Должен быть наставник, который поможет не только разобраться, послать запрос, технически найти информацию, а научит правильно ее использовать, адаптировать к той задаче, которая стоит перед ним, а не просто технически найти ту или иную информацию или послать запрос. Роль учителя сравнима с ролью родителя: без родителя ребенок вырасти может, но он вырастет сиротой.

- Возраст многих учителей выше среднего, мягко говоря. Каково пожилым людям осваивать ИКТ?
- Старение учительского корпуса - это безусловная проблема, но я вижу: и пожилые учителя прекрасно осваивают компьютер. Вот Роза Николаевна Фузеева из Новоликеевской средней школы Кстовского района, педагогический стаж 41 год, - у нее свой сайт, туда она выкладывает свои разработки. Еще одна учительница маленькой сельской школы на юге области, общий педагогический стаж 35 лет, - у нее странички на трех сайтах.

- Уж эти-то опытные учителя могли бы продолжать работать по старинке, наверное? Никто бы не осудил.
- Медиками замечено, что пожилые педагоги часто держатся за свою работу не только потому, что пенсия маленькая, а потому, что, приходя в школу, они просто вынуждены быть в форме, выглядеть и чувствовать себя подтянуто на фоне детей. Как только такой человек уходит на пенсию, на него обрушиваются болезни, потому что нет вот этого стимула. Сегодня наши заслуженные много проработавшие учителя оказались в среде, насыщенной компьютерами, интернетом, мобильными телефонами. Школа - это зеркальное отражение общества. Хочет школа или нет, она все равно пропитывается тем, чем общество живет. Приходится соответствовать. Был, разумеется, период отторжения, настороженности с их стороны, но это все закончилось пять-шесть лет назад. Но куда же денешься, если приходишь домой - а там внуки с теми же электронными игрушками, от телефонов до планшетников?

- Кто, помимо внуков, учит педагогов работать с новой техникой?
- Сейчас каждый курс повышения квалификации для учителей по любому предмету - биологии ли, русского языка, географии и так далее - включает в себя модуль информационных технологий. Курсы учителя проходят далеко не каждый год, но методические кабинеты, в том числе по информатизации, работают постоянно. Кроме того, в каждой школе мы возлагаем на учителя информатики обязанности тьютора - он должен обучать информационно-коммуникационным технологиям не только учеников, но и своих коллег. Обычно он же и ведет школьный сайт.

- По словам некоторых учителей, иногда приходится чуть ли не наизнанку выворачиваться, чтобы ввести в урок «что-нибудь компьютерное».
- Все зависит от профессионального уровня педагога. Главное - чтобы внешняя сторона - стремление использовать технологические новинки любой ценой - не подменяла содержательную. Это касается не только компьютерных, но и вообще любых новых технологий в образовании.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала