МОСКВА, 15 дек - РИА Новости. Главным событием отечественной культуры на минувшей неделе стал тот факт, что она внезапно оказалась всем очень нужна.
Премьер-министр Владимир Путин призвал в качестве главы своего предвыборного штаба не политтехнолога и не журналиста, а режиссера - кажется, в продолжение мысли Медведева об итогах выборах как хорошо поставленном шоу. Оказавшийся в неожиданном амплуа Станислав Говорухин, правда, честно признался, что толком не понимает, как помочь своему кандидату в президенты, но пообещал взяться за дело со всей душой. Кандидат же сформулировал задачу следующим образом: нужен "человек открытый и принципиальный, со своей жизненной позицией", умеющий эту позицию "достаточно жестко высказывать". В общем, создатель одного из важных советских киномифов - фильма "Место встречи изменить нельзя". Провалы всех последних киноопытов Говорухина, по всей видимости, в расчет не принимались.
Тем временем люди, недовольные исходом предыдущих выборов - парламентских - потребовали объяснений - куда, собственно, делись их голоса. Но голоса, похоже, пропали и у чиновников с политиками - ни одного внятного ответа от них не прозвучало. Зато писатель Борис Акунин, он же Георгий Чхартишвили, бросивший французское имение и новый роман про Фандорина, чтобы посмотреть в глаза людям на Болотной, выступил настолько четко и по делу, что был тут же единодушно делегирован в организаторы и вдохновители будущих протестов. Попробовал было отвертеться, но интернет-голосование вернуло его на место.
Вторым всеобщим фаворитом сделался Леонид Парфенов, который еще год назад признавался: "я сам не борец и от других подвигов не жду".
Вспоминают и о Юрии Шевчуке, который несколько лет был, кажется, единственным членораздельным голосом оппозиции. Впрочем, в деле с Химкинским лесом к нему присоединилась группа "Центр"; и теперь ее лидер тоже решил высказаться - организовать концерт в поддержку политзаключенных. С площадкой, как обычно в таких случаях, у него сложности.
В такой ситуации любое лыко оказывается в строку: и "Хохо!" Миллы Йовович в Твиттере, и концерт Маккартни, где песне The Blackbird, написанной для американских борцов за гражданские права, подпевают с особым воодушевлением (на концерте сэр Пол никаких параллелей проводить не стал, но потом записал видеообращение, где пожелал московским фанатам "удачи с выборами", на которых предстоит "сделать все как надо"), и премия Кандинского, которую выиграл Юрий Альберт с проектом про голосование - Moscow Poll.
Посыл его тронной речи был таков: "Инсталляция "Московский выбор" - имитация выборов или опроса общественного мнения. Я имел в виду, что, стоя перед любым произведением искусства, мы всегда оказываемся в ситуации выбора. Избирательные урны в моей инсталляции были метафорой. Обстоятельства сложились так, что моя метафора приобрела прямой смысл, и вопрос имитации выборов встал во весь рост. Искусство действительно отражает и опережает действительность. И сейчас судьба современного искусства решается не в выставочных залах".
А в финале звучало: "Именно недостаток демократии тормозит развитие нашего искусства. Честные и справедливые выборы для него важнее, чем большие бюджеты или государственная поддержка. Если у нас будет демократическое общество, то и с искусством все будет нормально". Аплодисменты.