Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Разница в переговорах российской дипломатии высшего уровня на западном и восточном направлениях ощущается не первое десятилетие, независимо от оттенков режима в Москве: она есть как минимум в атмосфере. На востоке мы очевидно свои, на западе - чужие. Но сегодняшние переговоры президента Дмитрия Медведева с премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом и вчерашний саммит Россия-ЕС в Брюсселе (на него ездил опять же президент Медведев) - особый случай. Не в отношении атмосферы, а по части ключевых вопросов. В Брюсселе разговор шел о новом характере сближения Москвы с европейцами, то есть ощущался некий оптимизм. В Москве беседы шли скорее о накопившихся проблемах между Россией и Индией. Хотя нет сомнений, что в первом случае это все еще попытка сближения чужих, а во втором - разговор своих и близких.
Спасти Европу?
Если совсем коротко обозначить ключевое событие нашего брюссельского евросаммита, то оно в том, что впервые в истории таких встреч разговор зашел… или осторожно коснулся… возможности того, чтобы Россия как-то помогла деньгами или иными способами европейским экономикам, чьи беды, похоже, только начинаются. Речь шла о российской роли кредитора в Международном валютном фонде. Полная противоположность ситуации 1980-90-х годов, когда кредиты давали нам (и требовали взамен выполнить определенные условия).
Понятно, что роль Москвы здесь в любом случае будет не ключевой, основной держатель кошелька в мировых валютных играх - это Китай. И вообще-то беседы такие идут в основном в рамках "группы двадцати". Понятно также, что России, половина внешней торговли которой все еще приходится на западное направление, необходимо, чтобы на этом направлении финансовых и прочих потрясений был минимум. Нам надо помогать европейцам.
Понятно также, что саммиты, которые проводит ЕС с ключевыми партнерами - США, Китаем, Россией и прочими - есть всего лишь скучное бюрократическое мероприятие, по большей части обобщающее все, что происходит между партнерами за последнее время. Судьбы нашего сотрудничества с Европой решаются во множестве конкретных сделок и контактов, от запуска в этом году Северного потока до победы "Фауста" Александра Сокурова на Венецианском фестивале.
То, что можно сделать именно через механизм ЕС, довольно ограниченно. Вечно тянущийся бюрократический диалог насчет безвизового режима - хороший пример. Опять зафиксировано продвижение по этому вопросу. Визы остаются. Но обозначилась возможность того, что хотя бы краткая поездка в Европу может обойтись без нудных процедур в европейских посольствах в Москве.
В автоматическом режиме
С Индией у нас безвизового режима тоже нет. Но в 2011 году введен облегченный визовой режим. И результат удивительный - скачок российского туризма в эту страну по итогам года будет, видимо, выше 20%. В сентябре, по сравнению с 2010 годом, въезд россиян в Индию был выше более чем на 50%, сообщают источники в индийском посольстве.
Подробнее о межгосудаственных отношениях России и Индии >>
Это - факт, а дальше, на основе таких фактов, можно сколько угодно рассуждать о близости цивилизаций, о русских словах, взятых из санкскрита ("дева" и "огонь", например) и многом другом. Это уже лирика, та же, что и насчет принадлежности России к европейской цивилизации. А факты есть факты.
Еще о фактах - и тоже не очень новых - касающихся ключевого лозунга завершающегося президентства Дмитрия Медведева: модернизации.
В Брюсселе разговоры о модернизационном партнерстве были, хотя звучали приглушенно. Что же касается Индии, то за полтора года до приезда в Москву индийского премьера в столице был открыт Российско-индийский научно-технологический центр. Дело в том, что уже более 20 лет работает несколько программ совместных исследований российских и индийских ученых, от биотехнологий до новых материалов. Сейчас пришло время внедрять результаты этих трудов не только в индийскую экономику.
В январе 2012 года такой же центр появится и в Дели. И нет никаких сомнений, что здесь ситуация не та, что в 1960-70-е годы, которую именовали "советской помощью в развитии". Сейчас уже и Индия ощутимо помогает в модернизации России.
Что касается проблем в двусторонних отношениях, то они есть на ключевых направлениях нашего сотрудничества. На неожиданное препятствие - страхи индийского населения по поводу безопасности атомных электростанций вообще - наткнулся грандиозный, согласованный в прошлом году план строительства в Индии российских атомных станций. Растущая активность гражданского общества вообще, похоже, стала частью нынешнего глобального кризиса. В Москве так или иначе подтвердили, что сотрудничество в этой сфере продолжится, и индийская сторона выполнит все свои обязательства, постарается доказать своим активистам, что с атомом можно имеет дело. Говорили и о том, что быть монополистом в поставках Дели вооружений России вряд ли удастся и вряд ли стоит. Но на ключевых направлениях сотрудничество будет идти вверх. Здесь также понимание полное.
Еще пару лет назад описанные выше проблемы казались бы настоящей катастрофой. Сейчас это лишь часть процесса. И в целом ясно, куда процесс идет. Достаточно, например, было понаблюдать за живым интересом индийского бизнеса к созданию Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России (вопрос также обсуждался на саммите в Москве).
Сближение России и Индии вышло в автоматический режим, примерно такой же, какой существует у России с Европой. Саммиты - как и в случае с ЕС - больше не "судьбоносны", они лишь часть процесса.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции