С.-ПЕТЕРБУРГ, 16 дек - РИА Новости, Анна Юдина. Модульная конструкция атомного ледокола "Вайгач" позволит осуществить ремонт жилой надстройки атомохода, где произошел пожар, в достаточно сжатые сроки и не вызовет особых затруднений, рассказал РИА Новости в пятницу исполняющий обязанности главного строителя Балтийского завода Геннадий Старшинов.
Пожар на атомном ледоколе "Вайгач", который двигался из порта Дудинка в Мурманск, произошел в ночь со среды на четверг. Угрозы атомному реактору ледокола не было. Точные причины возгорания в настоящий момент устанавливаются. Предположительно, оно могло произойти из-за короткого замыкания электропроводки из-за большого количества подключенных электроприборов в каюте второго механика.
"Во-первых, жилой сектор починить всегда гораздо дешевле, быстрее и проще, чем, допустим, машинное отделение судна. Во-вторых, финны на "Вяртсиле" применили при строительстве жилой надстройки "Вайгача" модульную конструкцию, что позволит быстро заменить выгоревшие площади целыми "кусками" - блоками. Никаких проблем при ремонте возникнуть не должно, на северо-западе России полно мест, где это можно сделать", - рассказал Старшинов.
По его словам, при постройке сначала головного ледокола "Таймыр", а затем и "Вайгача" применялась система частично автоматизированного пожаротушения. Сейчас такие системы делаются полностью автоматизированными и централизованными - такими они будут и в новых двухосадочных ледоколах, решение о строительстве которых было недавно принято.
Тем не менее, два мелкоосадочных ледокола, сконструированных и построенных более 20 лет назад, имеют достаточный запас прочности всех конструкций и механизмов, а также очень грамотные и продуманные системы управления, отметил эксперт.
"Все атомоходы, начиная с "Арктики", эксплуатировавшиеся в Советском Союзе и теперь в России, имеют настолько большой запас прочности всех конструкций, что могут выдержать самые тяжелые ЧП. Да и не было этих происшествий, если говорить, например, о радиационной безопасности. Я не беру атомоход "Ленин", но, например, "Арктика" отработала почти 30 лет с колоссальнейшими нагрузками и ни разу не дала сбой" - подчеркнул представитель Балтзавода.
Пожар в жилой надстройке "Вайгача" в данном случае не мог повлиять на живучесть атомохода и его пригодность к работе, добавил он. "Живучесть этих кораблей подтверждается, прежде всего, сотнями тысяч часов бесперебойной работы реакторных установок", - заключил Старшинов.
ОАО "Балтийский завод" специализируется на строительстве ледоколов и судов ледового класса, в том числе с ядерными энергетическими установками, крупнотоннажных судов для перевозки различных грузов и военных кораблей. Предприятие также выпускает широкий спектр изделий машиностроения, энергетического оборудования; является поставщиком цветного и стального литья.
Ранним утром атомоход прибыл в Дудинку, сейчас на его борту работает следственная группа транспортной прокуратуры, а также прибывшая минувшей ночью из Мурманска в Красноярский край специальная комиссия ФГУП "Росатомфлот", которая должна сделать выводы о техническом состоянии ледокола после произошедшего ЧП.
Как сообщалось ранее, атомный ледокол "Вайгач" вышел 6 декабря из порта приписки Мурманск после планового ремонта и перегрузки топлива в реакторе. Теплоход "Капитан Данилкин" ОАО "Мурманское морское пароходство", ледовой проводкой которого занимался атомоход "Вайгач", сейчас стоит в районе поселка Караул в ожидании дальнейшей проводки.
В результате пожара на атомоходе погибли два человека - Бажуков Павел Сергеевич, 1979 года рождения (уроженец Мурманска), и Морозов Валентин Алексеевич, 1956 года рождения (уроженец Курской области). Семьям погибших моряков будет выплачено не менее миллиона рублей.
Состояние пострадавшего при пожаре дублера старшего механика, уроженца Петербурга Алексея Шевченко 1967 года рождения, стабильное, он находится с отравлением угарным газом в Таймырской центральной районной больнице, куда был доставлен вертолетом с борта атомохода.
Атомный однореакторный ледокол "Вайгач" отличается уменьшенной осадкой - 8,5 метра. Судно было построено на финской судоверфи "Вяртсиля Морская Техника" по заказу СССР в 1989 году и введено в строй в 1990 году. Силовая установка была смонтирована на Балтийском заводе в Петербурге.
Мощность "Вайгача" составляет 50 тысяч лошадиных сил и позволяет преодолевать непрерывным ходом на мелководье лед толщиной 1,77 метра со средней скоростью два узла. Атомоход оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует налипанию на корпус битого льда и снега. Экипаж судна насчитывает 89 человек.