МОСКВА, 16 дек - РИА Новости. Ночной старт продаж смартфона Apple iPhone 4S в Москве собрал десятки человек в нескольких столичных магазинах, однако по первым минутам продаж было трудно определить, стала ли причиной интереса людей сама новинка или акции, которые приурочили к этому дню ритейлеры, передает корреспондент РИА Новости в пятницу.
Продажи, начавшиеся в ноль часов 16 декабря по местному времени в нескольких регионах России, организовали несколько ритейлеров. Такие ночные акции обычно привязаны к выходу ожидаемого продукта, на который есть большой спрос. В Москве в флагманских магазинах МТС, "Вымпелкома" и Re:Store собралось не менее полусотни человек в каждом.
Собеседники корреспондента РИА Новости в этих компаниях не стали называть такое скопление покупателей настоящим ажиотажем - скорее, оживленным интересом. Во всяком случае, старт продаж планшета iPad 2 в этом году собрал гораздо больше людей.
Одна из возможных причин отсутствия на старте официальных продаж iPhone 4S в России настоящего столпотворения, которое можно было наблюдать, к примеру, в США, заключается в том, что в тех же США и ряде других стран новинка продается уже два месяца, и самые нетерпеливые россияне могли купить iPhone 4S там или на российском "сером" рынке.
iPhone 4S в России стоит от 36 до 46 тысяч рублей в зависимости от объема памяти, ритейлера и зачастую - от цвета корпуса. В любом случае, iPhone 4S стоит дороже iPhone 4 с аналогичным объемом памяти на старте продаж в России осенью 2010 года. Источники в ритейлерах поясняют подорожание курсовой разницей. В то же время стартовые цены на iPhone 4 и iPhone 4S в европейских странах не отличались.
Операторы связи МТС и "Вымпелком", являющиеся дистрибуторами смартфонов Apple в России, по разным оценкам источников РИА Новости, получили от производителя от 16 до 24 тысяч аппаратов, которые достались операторам поровну.
Источники также сообщили агентству, что "Вымпелком", в отличие от МТС, решил отказать в поставке iPhone 4S на старте продаж почти всем ритейлерам. По данным собеседников РИА Новости, по состоянию на понедельник "Вымпелком" согласовал поставки лишь с двумя ритейлерами, при этом львиная доля этих поставок придется на "Евросеть", крупным акционером которой является сам оператор. Один из источников агентства объяснил политику "Вымпелкома" малыми объемами поставок, однако в прежние годы от Apple российским операторам перепадало еще меньше.
Как сообщил корреспонденту РИА Новости источник в МТС, большую часть полученных от Apple аппаратов компания будет продавать через собственную розницу.
Где дешевле яблоки
Разница в цене на новый iPhone у разных российских продавцов не слишком велика, особенно на аппараты в черном корпусе. Однако в этот раз у ритейлеров цены на новинку разнятся гораздо больше, чем в случае выхода предыдущих смартфонов Apple: некоторые источники агентства увязывают данное обстоятельство с делом о ценовом сговоре при продаже iPhone 4, которое возбудила Федеральная антимонопольная служба в отношении "Вымпелкома" и МТС.
Интересно и то, что МТС и некоторые ритейлеры объявили о ценах в последние часы перед стартом продаж. Re:Store сделала это в четверг с утра, МТС - днем, а "Евросеть" вовсе не публиковала на своем сайте цены до позднего вечера, даже тогда, когда первые магазины компании уже начали продавать телефон в Красноярске (в полночь по местному времени и в 20 часов по Москве). Получив некоторую свободу в установлении цен, конкуренты старались проследить друг за другом, прежде чем сказать свое слово.
МТС, назвавшая цены после "Вымпелкома", сделала их несколько меньшими: оба оператора традиционно решили, что за белый корпус клиенты должны доплатить, но у "Вымпелкома" эта надбавка в среднем больше. Интересно, что, по данным источника, близкого к поставкам смартфонов Apple в Россию, закупочная цена для операторов от цвета корпуса не зависит. К слову, почти все ритейлеры также установили дополнительную наценку на "белые" iPhone 4S. Однако ее нет, к примеру, в "Эльдорадо", если судить по ценам, указанным на сайте ритейлера.
Россия - на потом
Продажи iPhone 4S на мировом рынке начались 14 октября. Россия традиционно не входит в список приоритетных для Apple региональных рынков, а потому к началу продаж в России смартфон официально продавался уже более чем в четырех десятках стран.
С запуском каждой новой модели iPhone временной промежуток между стартом продаж устройства в США и в России сокращается. В случае с iPhone 4 этот разрыв составил около трех месяцев, и он сократился до двух с выходом iPhone 4S. В то же время, новинки Apple появляются в считанные дни на "сером" рынке и продаются там по завышенным ценам вплоть до начала официальных продаж. Доля телефонов Apple в продажах на российском рынке мала и составляет около 5% в штучном выражении.
Высокие цены и запоздалый старт продаж вполне могут быть причинами, по которым приход нового iPhone 4S в Россию не вызвал большого наплыва покупателей, который можно было наблюдать в других странах. По мнению эксперта аналитической компании MForum Алексей Бойко, если за весь 2012 год будет продано хотя бы 50 тысяч iPhone 4S, то это можно будет считать хорошим результатом.