Судно было построено на финской судоверфи "Вяртсиля Морская Техника" по заказу Советского Союза в 1989 году и введено в строй в 1990 году. Силовая установка была смонтирована на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге.
Атомный однореакторный ледокол "Вайгач" отличается уменьшенной осадкой 8,5 м.
Мощность "Вайгача" составляет 50 тысяч лошадиных сил и позволяет преодолевать непрерывным ходом на мелководье лед толщиной 1,77 м со средней скоростью 2 узла. Атомоход оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует налипанию на корпус битого льда и снега.
На его борту существуют все условия для долгой и бесперебойной работы в море. Атомоход может запасаться провизией у проходящих грузовых судов, питьевую воду на борту производят специальные установки.