Москва, 14 дек - РИА Новости. Объем производства в российском машиностроении в январе-сентябре текущего года вырос относительно января-сентября прошлого года на 18.9%, но отставал от докризисного января-сентября 2008 года на 7%. Как отмечается в бюллетене «Машиностроение: тенденции и прогнозы. Итоги января-сентября 2011 года», подготовленном экспертами Центра экономических исследований «РИА-Аналитика», последний показатель не отражает в полной мере ситуации в отрасли. Качество роста в различных секторах существенно отличается.
В большинстве машиностроительных подотраслей отставание от докризисного уровня гораздо больше среднеотраслевого показателя. Например, производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства в январе-сентябре текущего года было на 27% ниже, чем в январе-сентябре 2008 года, станков – почти на 40% ниже, машин и оборудования специального назначения – ниже более чем в два раза. Если же рассматривать ситуацию по отдельным видам продукции, то по некоторым из них сравнение с 2008 годом удручает еще больше. Например, производство башенных кранов – своеобразного символа строительной отрасли – сократилось в 7 с лишним раз, гусеничных тракторов – в 4 раза, автобусов – в два раза.
В 2011 году впервые за последние годы наблюдается снижение производства гражданских вертолетов. За девять месяцев произведено 43 вертолета, что на 40% меньше, чем годом ранее. Помимо вертолетов существенный спад производства затронул и авиационное двигателестроение – снижение составило 30.7%.
На общем неблагоприятном фоне заметный прогресс наблюдается только в двух подотраслях машиностроения – производство механического оборудования в январе-сентябре текущего года выросло относительно января-сентября 2008 года на 25%, производство автомобилей, прицепов и полуприцепов – на 0.1%.
Производство механического оборудования достигло такого внушительного результата преимущественного за счет одного вида продукции – турбин. Суммарное производство турбин (паровых, газовых и гидравлических) достигло исторического максимума. Этот сектор энергетического машиностроения практически не заметил кризиса. Рост производства здесь происходит почти непрерывно на протяжении нескольких лет. За последние пять лет выпуск турбин увеличился в 2.7 раза.
Одним из главных стимулов роста производства этой продукции стала реформа энергетики и взятые генерирующими компаниями обязательства строить новые энергетические мощности по договорам на поставленную мощность (ДПМ). В прошлом году в России было введено около 3 ГВт новой мощности, в текущем году ожидается более 6 ГВт, в следующем – более 8 ГВт.
Кроме того, большим стимулом для крупного энергомаша стали работы по восстановлению Саяно-Шушенской ГЭС, в рамках которых требуется построить десять новых турбогенераторов общей мощностью 6.4 ГВт, пять или шесть из которых должны быть поставлены уже в текущем году.
Быстрое восстановление после кризиса в производстве автомобильной техники стало результатом действия утилизационной программы и ряда других стимулирующих правительственных мер. При этом полное восстановление наблюдается только в легковом автомобилестроении, которое также вышло на исторический максимум производства. Производство грузовых автомобилей хотя и растет быстрыми темпами, но пока не достигло даже уровня 2005 года, а производство автобусов и вовсе откатилось на уровень начала девяностых годов прошлого столетия и было ниже, чем в 1991 году.
Справедливости ради заметим, что утилизационная программа не стала тем костылем, без помощи которого производство легковых автомобилей обречено на паралич. Де-юре эта программа уже не действовала в III квартале, однако это не сказалось на объемах производства легковых автомобилей. Их выпуск даже немного вырос по сравнению со II кварталом, а в сентябре достиг максимального исторического уровня.
Отметим еще один вид машиностроительной продукции, выпуск которой сейчас бьет все рекорды – это грузовые вагоны. Их производство увеличилось по сравнению с докризисным январем-сентябрем 2008 года более чем на 40%. Такой результат, как и в случае с турбинами, обусловлен реформой в смежной отрасли – на железнодорожном транспорте. Правда, в данном случае он вызван не успешной реализацией реформы, а ее сбоем. Появление большого количества операторов железнодорожного транспорта вызвало неразбериху в системе грузопотоков. В результате спрос на вагоны резко увеличился, но значительная их часть сейчас либо простаивает в тупиках, либо порожняком катается по стране. Как только в этой отрасли будет наведен порядок, на рынке грузовых вагонов может наступить острый кризис перепроизводства и избыточности мощностей.