МОСКВА, 14 дек - РИА Новости. Крупнейшие игроки газовой и нефтехимической отраслей РФ - газовый холдинг "Газпром" , крупнейший независимый российский производитель газа НОВАТЭК и крупнейший нефтехимический холдинг СИБУР - столкнулись с проблемой невывоза грузов по железной дороге со своих заводов, расположенных в Уральском федеральном округе, пишет в среду газета "Коммерсант" со ссылкой на источники.
По данным издания, из-за невывоза около 50 тысяч тонн конденсата с Сургутского завода по стабилизации конденсата "Газпрому" уже пришлось сократить поставки газа в трубопровод, чего в компании не происходило много лет. В результате завод недопоставил плановый объем газа в трубу.
В ОАО "Российские железные дороги" (РЖД ) сообщили, что постепенно решают проблемы компаний, но источники издания утверждают, что глава "Газпрома" Алексей Миллер собирается обратиться за помощью к председателю правительства РФ Владимиру Путину. Официально в монополии лишь отмечают, что пока писем отправлено не было.
Первые трудности у компаний возникли еще в начале осени, а к ноябрю ситуация с перевозками с Сургутского завода "Газпрома" и Тобольского нефтехимического комбината СИБУРа "стала критической", отметили собеседники издания.
Говоря о ситуации с "Газпромом", источник "Коммерсанта" сказал, что отставание составило несколько процентов от общего объема газа, который поставляет завод - для сети это некритично, но для газового холдинга это первый подобный прецедент за последние восемь-десять лет, и "воспринимают его в компании крайне остро".
В управлении информации "Газпрома" изданию официально подтвердили, что "проблемы низкой пропускной способности Свердловской железной дороги (филиала ОАО "РЖД") действительно существуют".
Собеседник "Коммерсанта" объяснил, что газовый конденсат, который на заводе грузится в железнодорожные цистерны, не вывозится из-за отсутствия достаточного количества локомотивов.
По его словам, после того как РЖД провело внутри компании административную реформу и отделило эксплуатацию локомотивов от их ремонта, эксплуатирующая сторона стала постоянно отправлять тяговый состав на доработки, и рабочих локомотивов просто стало меньше.
Ситуацию усложняет и то, что сеть "забили" составы с продукцией для нефтяников - последние только в середине осени начали завоз бурового раствора и оборудования к месторождениям. В итоге составы с конденсатом либо не принимают к перевозке, либо вывозят с территории завода и бросают на сети железных дорог.
Источник "Коммерсанта" в одной из промышленных компаний рассказывает, что скорость вывоза и перевозки грузов с завода существенно сократилась из-за проблем с диспетчеризацией движения поездов. Он отметил, что производство из-за этого не снижено, однако пришлось увеличивать парк вагонов, задействованных в перевозках.
В НОВАТЭКе и СИБУРе изданию сказали, что ведется конструктивный диалог с РЖД в связи с планируемым ростом производства и соответствующим расширением железнодорожной инфраструктуры около своих заводов.
Пресс-служба РЖД в свою очередь объясняет проблемы резким увеличением объемов перевозок на СвЖД и неспособностью сортировочных мощностей справиться с потоком "частных вагонов, следующих в разных направлениях", но утверждают, что "решают эти вопросы в рабочем порядке".
О проблемах с перевозками по железной дороге ранее уже заявляли металлурги и компании угольного сектора - в сентябре старший вице-президент "Мечела" Мухамед Циканов говорил президенту РЖД Владимиру Якунину, что компания не может вывезти продукции на 700-800 миллионов долларов, и предлагал монополии выставить квоты на перевозку на аукцион. В ноябре губернатор Кемеровской области Аман Тулеев попросил президента Дмитрия Медведева решить трудности с отправкой грузов из Сибири, после чего глава государства призвал РЖД разобраться с ситуацией.
РЖД в этом году не раз поднимали вопрос о проблемах на сети, а 24 сентября направили телеграмму премьер-министру РФ Владимиру Путину с просьбой поручить причастным ведомствам ускорить принятие нормативно-правовых актов для нормализации ситуации на рынке грузовых железнодорожных перевозок.
Перевозчик тогда же заявил о необходимости обязать частных операторов подвижного состава, наряду с государственными, предоставлять по требованию принадлежащие им грузовые вагоны, а также осуществить дерегулирование вагонной составляющей в тарифе на перевозку грузов в вагонах перевозчика. Монополия рассчитывают, что государство обяжет всех частных железнодорожных операторов сдавать до 15% парка полувагонов в аренду железнодорожной монополии, чтобы у нее было 200-250 тысяч вагонов, говорил вице-президент РЖД Салман Бабаев.
Министр транспорта РФ Игорь Левитин, в свою очередь в беседе с журналистами отмечал, что в соответствии с Целевой моделью рынка грузовых перевозок до 2015 года, вагоны, передаваемые РЖД в ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК, "дочка" РЖД), должны предоставляться предприятиям малого и среднего бизнеса, то есть работать как единый парк и управляться монополией. При этом он ставил под сомнение целесообразность идеи РЖД привлекать для разрешения ситуации с вывозом грузов вагоны частных операторов. По его словам, парк частных операторов можно задействовать, когда не хватает государственных вагонов, и при этом учитывать интересы независимых операторов.
К проблеме подключился даже вице-премьер Сергей Иванов. В рамках стабилизации ситуации с невывозом грузов 7 октября он подписал поручение о передаче в аренду РЖД не менее 200 тысяч полувагонов ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК, до передачи новому собственнику 75% минус две акции) и ОАО "Вторая грузовая компания" (ВГК). В соответствии с ним РЖД до 1 ноября должны получить в аренду полувагоны этих "дочек" и предоставлять их грузоотправителям на условиях инвентарного парка. Предполагается, что перевозки грузов будут регулироваться по государственным тарифам.