Известный археолог и историк-медиевист Нина Борисовна Немцева всю свою жизнь посвятила изучению архитектурно-археологических памятников материальной культуры и искусства Средней Азии. С 60-х годов прошлого века в составе советских археологических экспедиций она участвовала в раскопках в Самарканде (Ансамбль Шахи-Зинда, городище Афрасиаб), в Бухаре и Бухарском вилояте (Рабат-и Малик, ханака Сайф ад-Дина Бахарзи), близ Термеза (раннесредневековые усадьба и замок Баба-тепе), проводила маршрутные разведывательные экспедиции в Сырдарьинской и Джизакской области Узбекистана, материалы которых были затем использованы для составления Свода памятников археологии Узбекистана. Также она вела археологические исследования в Таджикистане (мавзолей-ханака Ходжа-Машад на юге республики, мечеть Кок-Гумбаз в Ура-тюбе, мавзолей Муслихиддина) и в южном Казахстане (мавзолей-ханака Ходжа Ахмада Яссави в Туркестане).
12 декабря Нине Борисовне - автору пяти книг, нескольких брошюр и около 150 научных статей - исполнилось 85 лет. Накануне юбилея она рассказала представителю туристического агентства Advantour о своей жизни, работе и творческих планах.
- Нина Борисовна, вы с детства мечтали стать историком?
- Историком я стала, можно сказать, случайно. Вообще я увлекалась историей, еще когда училась в педагогическом училище в Белорецке (Башкирия) в годы войны. Это было военное время, поэтому в нашем городе было очень много эвакуированной интеллигенции. Представительницей последней была и моя преподавательница истории, благодаря которой у меня возник настоящий интерес к этому предмету, хотя до этого я готовилась стать врачом, как моя мама. И в Ташкент после училища я ехала поступать именно в медицинский институт. Только представьте себе: в мае кончилась война, а в конце сентября я еду учиться в Ташкент, но к этому моменту все вступительные экзамены в вузах уже закончились. В силу сложившихся обстоятельств в медицинский институт я поступить не смогла, поэтому я отправилась в Среднеазиатский университет и подала документы на исторический факультет. Это и решило всю мою дальнейшую судьбу.
Поначалу в потоке у нас было 180 человек, но он очень быстро растаял. И когда мы оканчивали университет, нас оставалось не больше сорока. Я продолжила учебу на кафедре археологии. Руководил ею известный советский учёный профессор Михаил Евгеньевич Массон. Как то раз, еще когда я училась в общем потоке, он прочитал нам увлекательную лекцию об археологии, после которой я поняла, что археология - это именно то, чем я хочу заниматься в будущем. Ко второму курсу и началу практики нас на кафедре археологии осталось только четверо: я, Вадим Михайлович Массон, моя подруга Женя Салтовская и Хасан Албысбаев.
- А вы помните свою первую археологическую поездку?
- Конечно же помню. Это было во время практики на втором курсе, когда мы поехали в Ашхабад на раскопки Старой Нисы. Старая Ниса - это парфянская царская резиденция. Вся моя университетская практика прошла там. Когда я в первый раз отправилась туда, я была совсем юной, и всю дорогу меня переполняло какое-то новое внутреннее чувство чего-то неизведанного.
Дорога была очень долгой: сначала мы ехали поездом, потом от Ашхабада до лагеря Багир около Старой Нисы на грузовиках. И вот когда мы ехали туда на грузовике, кто-то смеялся, кто-то песни пел, а я стояла, смотрела вперёд, и у меня было ощущение, что я еду в глубокую старину, на 2 тысячи лет назад. Я до сих пор помню это ирреальное ощущение, хотя по жизни я материалистка и довольно скептически отношусь ко всякого рода мистике.
Во время раскопок мы жили в палатках в лагере Багир. Было очень холодно, и, чтобы согреться, мы на кухне грели кирпичи и заталкивали их в спальный мешок. Вот так, собственно, и начались мои первые опыты в археологии.
Я не могу сказать, что потом раскопки стали для меня чем-то обыденным. Но эта первая практика действительно была неповторимой. Тогда Старая Ниса только начала исследоваться, и там был обнаружен четырехколонный зал. Мне поручили работу над круглым залом, который потом оказался целым храмовым комплексом. О нем и была моя дипломная работа.
- Наверно другие ваши экспедиции были не менее увлекательными?
- Если говорить об объектах, которые я исследовала на протяжении всей своей карьеры, то можно назвать четыре основных памятника: это Шахи-Зинда в Самарканде, Рабат-и Малик в Навои, ханака Сайф-ад Дина Бахарзи в Бухаре и Ходжа-Машад в Таджикистане.
Но была еще одна замечательная экспедиция, которая для меня имела не меньшее значение. Это составление Свода памятников археологии в Сырдарьинской и Джизакской областях. Ими я занималась будучи сотрудником Института искусствознания.
Работа шла три полевых сезона в конце 70-х - начале 80-х годов. Во время экспедиции был открыт целый торговый путь, который входил в систему Великого шелкового пути, через Кенемех, Бухару и Нуратинские горы и шел затем в Голодную степь и до ближайших границ Южного Казахстана. Вдоль этого пути была открыта целая сеть древних караван-сараев, наиболее крупный из них - Каль-тепе - был частично раскопан.
Вообще это была замечательная экспедиция еще и потому, что собралась хорошая группа специалистов. В эту экспедицию по Санзару поехал очень известный московский ученый Борис Васильевич Андриянов - этногеограф, участник Хорезмской экспедиции. Еще со мной была архитектор Катя Брюховецкая, которая сопровождала меня во многих моих экспедициях - и на Рабат-и Малике, и в Баба-тепе. А самое главное - у нас был замечательный водитель - Мирза Усманов. Это был опытный водитель, который уже участвовал во многих геологических экспедициях. Он очень грамотно организовал нашу поездку.
Кстати, на Санзаре я впервые попробовала мясо дикобраза. Мы ехали по руслу и собирали информацию по городищам, замкам, крепостям и т.д. Все это систематизировалось, описывалось, собиралась керамика. Изучая местность, мы заехали в горный район. У нас была информация, что в Средневековье там проводились какие-то железные выработки.
В горах мы повстречали группу местных лесничих, которые гостеприимно пригласили нас на обед. Возле домика лесничего на дереве висел подстреленный дикобраз. Наши новые знакомые собирались приготовить его на обед, а я, честно говоря, до этого дикобраза видела только в книгах. В конце концов мы его попробовали и оказалось, что вкуснее этого мяса я в своей жизни не пробовала. Вот такое вот воспоминание.
Что касается дальнейших открытий экспедиции по Санзару, то в 1979 году, когда мы там были, это была совершенно неизведанная в плане археологии местность. В верховьях Санзара, ближе к Заамину, мы нашли совершенно потрясающее городище, которое до сих пор не изучено. Хотя в русле Санзара сегодня работают археологи из Самаркандского института археологии, но их работы ведутся в основном вокруг Джизака и Замина.
Хочу сказать, что во время экспедиций всегда происходит много интересного. И даже сейчас, когда за моими плечами уже 65 лет работы, любая находка в археологии - это маленькое открытие. Я где-то прочитала очень верное выражение о том, что археология - это тончайшая интеллектуальная деятельность с примесью золотой лихорадки.
- Над чем вы работаете сегодня?
- Я работаю над выпуском новой монографии "Ансамбль Шахи-Зинда". В данной книге я останавливаюсь на историко-идейном антураже, на фоне которого была создана святыня, которая действует до сих пор, не только как сокровищница строительного и художественного искусства Средней Азии, но и как важный фактор духовно-религиозной жизни современного мусульманского общества. Собственно говоря, это второе издание в таком варианте, монографическое издание, так как книга, вышедшая в 80-е годы, была альбомного варианта. Там очень краткий текст и множество иллюстраций, для широкого круга читателей это, конечно же, очень хорошо. А это научная книга, где отражена новая информация.
Что касается других аспектов моей сегодняшней работы, то я пишу новые статьи на разные темы, также у меня уже начата работа над проблемой истории реставрации и охраны памятников. Сегодня этот вопрос очень актуален, и я думаю, интересен многим исследователям.
- Какой вы видите роль археологии в задаче сохранения и изучения культурного наследия Узбекистана?
- Мне кажется, ответ на этот вопрос очевиден каждому. История - это наше прошлое. Как прошлое семьи или отдельного человека, так и прошлое страны, нашей земли - это фон, на котором сегодняшний день, в конце концов, родился. У каждого человека возникает глубокий интерес к своим корням. Важно знать, каким оно было, это прошлое, откуда мы идем и к чему пришли, поможет определить, куда нам идти дальше. Культурное наследие помогает воспитать чувство гордости за своих предков, за свою родину и свой народ. Я думаю, что сохранение и изучение культурного наследия - одна из важнейших задач государства.