Константин Богданов, РИА Новости.
В Москве прошло открытое заседание оргкомитета митинга "За честные выборы!", запланированного на 24 декабря. Вновь звучали требования перевыборов и предостережения от преждевременной политизации протеста. Эксперты отмечают, что протестующая среда среднего класса неоднородна и не имеет оформившихся политических предпочтений.
Тем не менее, нынешний состав оргкомитета совершенно не отражает возможных политических чаяний "декабристов" с Болотной площади. Неоднозначно, по мнению политологов, относится городской средний класс и к новым политическим проектам Алексея Кудрина и Михаила Прохорова.
Вопрос о власти
Пресс-секретарь движения "Солидарность" Ольга Шорина сообщила РИА Новости, что все организаторы митинга считаются равноправными, и лидер не выделяется. Вместе с тем эксперты отметили невысокую политическую репрезентативность тех, кто собрался во вторник на заседании оргкомитета, по отношению к основной массе "декабристов", протестовавших в субботу 10 декабря.
"Если посмотреть на общий срез тех, кто был на Болотной, и, очевидно, выйдет 24 декабря, то процентов 10, не больше, – это активисты ультралиберальных и ультранационалистических организаций, которые постоянно ходят на митинги. Остальные – это люди, которые пришли не потому, что вождь позвал, а, что называется, по зову сердца. Потому что граждане почувствовали необходимость придти на этот митинг", – считает политолог Валерий Хомяков.
Отсюда следует определенный вакуум ожиданий: организаторы явно пока не до конца понимают, как теперь поступать с таким политическим ресурсом, буквально свалившимся им, как снег на голову. При этом, по-видимому, неизбежна катализация частных разногласий и личных амбиций – даже в отсутствии серьезного противодействия со стороны политических оппонентов.
Некоторая неопределенность в планах тех, кто стоял на трибуне 10 декабря, уже проявилась. Так, Борис Акунин и Леонид Парфенов отказались в дальнейшем участвовать в работе оргкомитета, заявив о необходимости постоянной ротации общественных деятелей и привлечении новых людей. Это предложение, в свою очередь, вызвало резкую отповедь Бориса Немцова.
"Если вспомнить историю наших московских митингов за последние 20 лет, то споры были всегда: кто открывает, кто ведет, кто первый выступает, кто второй, кто стоит на трибуне и т.п. Фатального конфликта здесь нет, это могут быть просто разные понимания предназначения мероприятия с точки зрения тех или иных людей", – полагает Валерий Хомяков.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов более резок в оценках проблем, связанных с возможным перетягиванием одеяла участниками разношерстной коалиции. "Главным ограничителем для успешного гражданского протеста является недееспособность и склочность несистемных оппозиционных лидеров. Они частью дискредитированы, а частью уже неинтересны. Большинство тех, кто был на [Болотной] площади, не увидит в них своих представителей", – утверждает политолог.
Работа без политики
Решением частных споров, с точки зрения экспертов, мог бы стать акцент оргкомитета на техническом представительстве, возложенном на фигуры, лишенные ярко выраженных вождистских амбиций, и являющиеся моральными авторитетами для максимально широкого набора сред. Такие люди могли бы взять на себя чисто процедурную часть митингового хозяйства: обеспечение площадки, согласование места и времени и т.п.
"Точками кристаллизации протестного движения могут стать только неполитические организации и неполитические лидеры, которые не будут чересчур явно эксплуатировать этот протест в собственных целях", – считает Михаил Ремизов.
Валерий Хомяков при этом замечает, что лидеры движений так просто не появляются, они возникают эволюционно – в результате выборов – или же в ходе более серьезных акций протеста. "Вот если, например, еще пару раз Навального посадят, вот тогда лидер действительно может появиться", – утверждает политолог.
Протестная среда имеет и определенный потенциал для самоорганизации и укрепления горизонтальных связей, в особенности с использованием современных коммуникационных технологий. Вместе с тем, как полагают эксперты, ждать скорого выдвижения "декабристами" принципиально новых, неизвестных ранее, эффективных фигур несколько преждевременно.
"Если бы это произошло, это стало бы этапом новой зрелости гражданского общества, а пока ребенок еще только родился и закричал", – отмечает Михаил Ремизов. По его мнению, выдвинуться в новые лидеры смогут только люди, не являющиеся в данный момент профессиональными политиками.
"При этом политики будут составлять им конкуренцию и бороться за возможность направлять протест в нужное им русло. В итоге эти конфликты могут вылиться, допустим, в разнобой митинговых площадок: кто-то согласует акцию в одном месте, кто-то в другом. Это наиболее вероятно, судя по тому, как развиваются события", – прогнозирует эксперт.
Будет ли поворот направо?
В понедельник стало известно сразу о двух важных новостях в политической жизни. Бывший вице-премьер Алексей Кудрин дал интервью газете "Ведомости", заявив, в числе прочего, что не исключает для себя участие в новом правом партийном проекте. А несостоявшийся лидер "Правого дела" Михаил Прохоров сообщил о том, что выдвигается в президенты.
Политологи в целом сходятся во мнении, что эти инициативы напрямую адресованы основной массе "декабристов". Однако как они лягут в размытый спектр ожиданий протестующих, точно сказать пока не представляется возможным.
"Потребность в свежих лицах на демократическом фланге весьма высока. Это будет один проект, Кудрин и Прохоров не будут делать две партии", – осторожно прогнозирует Валерий Хомяков.
"Фигура Кудрина несозвучна настроениям городского среднего класса, потому что если он пойдет в политику с лозунгами демократизации – это, на самом деле, очень патерналистский жест: царь-батюшка присылает нам самого главного своего боярина, чтобы он дал нам больше свободы", – скептически комментирует Михаил Ремизов, после чего делает важное добавление: "Однако какая-то часть либеральной публики, безусловно, может увидеть лидера в таком человеке. И в этом случае можно будет отколоть их от массовых настроений".
"Важно не отпугнуть эти 90% [из числа протестовавших], которые не только на митинги – они и на выборы-то не ходили раньше. Если не будет одиозных людей в [новой правой] партии, то тогда вероятность привлечь эти 90% протестных есть", – подсчитывает шансы нового правого проекта Валерий Хомяков.
Шансы собственно Прохорова завоевать симпатии среднего класса эксперты оценивают несколько выше, чем у прочно ассоциирующегося с "системой" Алексея Кудрина. Немалую роль в этом сыграл недавний скандал с отстранением миллиардера от руководства "Правым делом", создавший Прохорову имидж независимого человека, находящегося в конфликте с властью.
"В случае проведения честных выборов, не исключаю, что будет второй тур, и на третьем месте может оказаться Прохоров. А третий [кандидат] во втором туре, как правило, выигрывает. Потому что президентом он не становится, но получает возможность для торга", – оценивает среднесрочную стратегию миллиардера Валерий Хомяков.
"Прохоров сам совершенно честно сказал, что не является представителем среднего класса, но хотел бы выражать его интересы. А для этого придется отвлечься от интересов высшего класса", – указывает Михаил Ремизов.
По его мнению, Прохорову придется потрудиться, чтобы перетянуть на свою сторону городской класс: потребуются реальные инициативы, которые покажут, что интересы крупного бизнеса Прохоров готов принести в жертву интересам того самого среднего класса. "Только тогда он сможет стать лидером настроений", – утверждает Ремизов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции