Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Глава "Северной верфи": с банками судимся, но гособоронзаказ выполняем

© Фото : Петербургский судостроительный завод «Северная верфь»Генеральный директор Петербургского судостроительного завода «Северная верфь» Андрей Фомичев
Генеральный директор Петербургского судостроительного завода «Северная верфь» Андрей Фомичев
О судебных разбирательствах с банками и о дальнейшем развитии предприятия рассказал РИА Новости генеральный директор Петербургского судостроительного завода "Северная верфь" Андрей Фомичев.

Петербургский судостроительный завод "Северная верфь", в настоящий момент заложенный по кредитам Объединенной промышленной корпорации (ОПК), - одно из ведущих предприятий оборонной промышленности России. Переживающая сегодня сложный период верфь, тем не менее, имеет сформированный на несколько лет вперед портфель заказов по сооружению надводных кораблей для военно-морского флота РФ, а также подписанные контракты с корабелами Норвегии. О судебных разбирательствах с банками и о дальнейшем развитии предприятия рассказал РИА Новости его генеральный директор Андрей Фомичев.

- Андрей Борисович, 2010 года "Северная верфь" завершила с убытком в 980 миллионов рублей. Как предприятие рассчитывает завершить этот год и какие планы на 2012 год?

- Если внимательно посмотреть все наши финансовые отчеты, видно, что основная деятельность - судостроение - приносит устойчивую прибыль. Прошлый год мы закончили по этому показателю в плюсе, три квартала этого года - тоже в плюсе, надеюсь, что и год закроем в плюсе. Также у "Северной верфи" растут и другие важнейшие показатели: за три квартала этого года производительность труда выросла на треть, выручка - в 1,5 раза, стоимость чистых активов - более чем в три раза. Объемы производства последние несколько лет стабильно увеличиваются в среднем на 18% в год, причем положительная динамика у нас была и в кризисный год.

Иногда у нас, конечно, вылезает убыток в промежуточных финансовых отчетах, но убыток, тем более в нашей отрасли, вещь лукавая. Тот убыток, который показывают бумаги, связан с двумя вещами. Первая - это особенности работы по гособоронзаказу (ГОЗ). Например, корвет, который мы сдали в этом году ("Сообразительный" передан ВМФ РФ в октябре 2011 года), формально считался как незавершенное производство. Затраты на него идут, соответственно это, по бухгалтерии, ложится на убыток.

Второй вопрос - это необходимость брать коммерческие кредиты для исполнения гособоронзаказа, а эта необходимость, в свою очередь, вызвана нестабильным финансированием по гособоронзаказу. Напомню, что на это указала и Счетная палата РФ, представив свой акт проверки оборонных предприятий. Счетная палата прямо указала, что  именно нестабильное финансирование по ГОЗ заставляет предприятие брать кредиты, что приводит к убытку предприятия. Поэтому убыток в данной ситуации - вещь спорная, ведь от основной деятельности "Северная верфь" получает прибыль.

И если в дальнейшем работа пойдет по той схеме, которая утверждена правительством РФ, то и промежуточный убыток уйдет сам собой. Тем более что "Северная верфь" получила госгарантии правительства РФ и акцептованный министерством обороны контракт до 2020 года на общую сумму около 200 миллиардов рублей.

- Этот год запомнился крайне сложной ситуацией с подписанием контрактов по гособоронзаказу в судостроении. Выскажите свое мнение по этой ситуации.

- Скажу лишь, что для "Северной верфи" госконтракты прибыльны. Да и для других предприятий, думаю, тоже - посмотрите, как все за него борются, до каких скандалов дело доходит... С госконтрактами проблема одна - стабильность оплаты. Если так происходит (платежи проходят по графику - Прим. ред.), тогда вопросов нет, можно работать, и тогда не нужно кредитование в коммерческих банках. Сейчас государство придумало кредитную схему, но, к сожалению, с ней другие проблемы. Банки, которые первоначально согласились в этой схеме участвовать, я имею в виду выдачу кредитов оборонных предприятиям для исполнения ГОЗ под гарантии правительства РФ, почему-то вдруг, без объяснения причин, пошли на попятный. Отказываются исполнять распоряжение правительства. По крайне мере это коснулось "Северной верфи".

- И "Северная верфь" пошла в суды? Предприятие в ноябре подало три иска в арбитражи, на "Сбербанк России", "Альфа-Банк" и Внешторгбанк о взыскании 5,2 миллиарда рублей...

- Действительно, мы подали в арбитраж. Мы не понимаем, почему банки не исполняют правительственное распоряжение, и надеемся получить ответ на этот вопрос в суде. Надеемся, что все же банки одумаются, после чего "Северная верфь" получит наконец-то стабильное финансирование, а государство - первую после перестройки серию военных кораблей первого и второго рангов (фрегатов и корветов).

То, что до сих пор происходит - банальный саботаж банков, затягивание ситуации. Политики там мало, в основном там попытка изменить условия кредитного договора в пользу большей прибыльности для банка.

Сейчас идет обычная судебная процедура, по отдельным банкам движение пошло. Но, к сожалению, распоряжение правительства о предоставлении госгарантий подписано премьером Путиным 8 сентября, а сейчас уже декабрь.

- И все же, возвращаясь к гособоронзаказу. Как вы оцениваете ситуацию с ГОЗом в этом году в целом?

- Мы в этом году, как в прошлом, и в позапрошлом, рабочие вопросы решали в рабочем порядке. А вообще формирование ГОЗа каждый год улучшается. Мы просто забыли, что в 2007 году вообще про госзаказ нельзя было говорить, никто не знал, что дадут и когда. В 2008 году хоть узнали, сколько и когда, получили в конце года, кстати, это и стало причиной привлечения кредита, в частности, "Северной верфью". В 2009 году стало еще чуть получше, а 2010 год был годом практически подхода к стабильности. Сейчас, понятно, что год прошел в борьбе, но мы на конец года уже имеем серийные контракты и хотя бы попытку их серийного финансирования. Поэтому на следующий год, думаю, проблем уже не будет. Там уже банки начнут работать.

- Расскажите о дальнейшем развитии предприятия. Каких контрактов нам ждать? Недавно "Северная верфь" подписала соглашение о сотрудничестве в области строительства гражданских судов с норвежской GSE. Есть ли уже какие-то предварительные наработки по этому соглашению?

- То соглашение, которое мы подписали 21 октября с норвежским судовладельцем, уже не первое. Первое у нас было подписано еще в 2008 году, но оно касалось меньшей номенклатуры судов. В рамках того соглашения мы намеревались построить для норвежских компаний Solvik Hull Supplies и Solvik Hull Supplies II AS, входящих в состав Solvik Offshore group, два насыщенных корпуса проекта VS 485 PSV. Один корпус проекта VS 485 передали заказчику - Solvik Hull Supplies AS - в ноябре 2009 года. Но после первого корпуса норвежцы, оценив соотношение "цена-качество", перезаключили с "Северной верфью" контракт на строительство второго корпуса "под ключ".

И то соглашение, которое мы подписали в октябре, рассчитано уже на расширенный продуктовый ряд. Сейчас мы обсчитываем первый заказ в рамках этого соглашения, рассчитываем, что выйдем на подписание одной единицы максимум в первом квартале 2012 года.

Норвежцы ведь к нам идут целенаправленно. Конечно, мы в голове держим и польские верфи, и китайские, которые серьезно демпингуют. Но, учитывая, что уровень цен мы знаем, я пока не вижу причин для сбоя контракта.

- По этому контракту продолжите серию судов проекта VS 485 PSV?

- Не обязательно, с оффшорными судами каждый заказ - как головной, ведь каждый оффшорный заказ строится под определенную морскую буровую платформу. У каждой платформы есть номенклатура судов, которая должна ее обслуживать, поэтому суда здесь не бывают серийными. То, что мы прорабатываем сейчас - это, в принципе, такой же проект, как мы только что передали норвежцам, но немного другого назначения, с учетом усиленного ледового исполнения.

- Какие у вас планы по модернизации предприятия? Будет ли она проводиться в 2012 году?

- Конечно, у нас есть своя программа. Базовую программу модернизации мы защитили еще в 2007 году... Наши планы проверяли эксперты "Газпрома" - на возможность строительства газовозов LPG, LNG, и эту возможность "газпромовская" комиссия подтвердила. После этого наши расчеты проверяли и одобрили японские Mitsui и Mitsubishi. Это серьезный проект, который проходил все стадии согласования. У нас достаточно серьезные изменения прошли за пять лет и происходят сейчас. Сейчас мы собираемся менять линию обработки металла, уже аванс заплатили, закупили новое покрасочное оборудование.

С учетом того, что мы достаточно много вкладывали в модернизацию верфей, мы вышли на европейский уровень кораблестроения. Мы единственная верфь, которая в 3D модели может выполнять трубомедницкие работы, работы по сборке корпуса, работы по внутренней оснастке и оборудованию корабля. У нас единый интерфейс с Северным ПКБ. В целом за последние годы инвестиции в развитие "Северной верфи" составили несколько сот миллионов рублей.

- Какова сегодняшняя загрузка предприятия?

- На сегодня, если говорить про мощности, у нас 100%-ая загрузка, даже более. У нас до недавнего времени по выходным выходило до 500 человек, и в субботу, и в воскресенье. Сейчас, когда мы сдали "Сообразительный", такого аврала нет, работаем на номинале.

В этом году у нас была серьезная производственная программа - мы передали заказчикам четыре единицы. Это две модернизации для Алжира, один норвежец "под ключ" и корвет.

Кроме того, у нас под поселение экипажа готов третий корвет, "Бойкий". Это означает высокую степень готовности корабля, скоро мы должны подписать соответствующий акт. Не скажу, что проблем нет вообще, они есть и прежде всего из-за срыва финансирования. Но пока мы не говорим о переносе сроков, все будет зависеть от банков и от их здравомыслия.

- Расскажите о той ситуации, которая сегодня складывается на "Северной верфи". Суды, конфликты "Объединенной промышленной корпорации", акционера предприятия, публикации СМИ...

- Действительно, в последнее время в СМИ появляется множество обвинений "Северной верфи", причем, хочу отметить, эти обвинения абстрактны - кто-то что-то где-то сделал, и бездоказательны. Мы уже подали в суд на средство массовой информации и на конкретного человека, который эту клевету на нас возводил, два иска.

Поймите правильно, за последние месяцы "Северную верфь" проверяли различные государственные инстанции более 10 раз - и Счетная палата, и КРУ президента, и Генпрокуратура, и налоговая. Ни одна из них не нашла никаких нарушений, и наш основной государственный заказчик - Минобороны - проблем в части использования государственных средств не видит. Все эти факты, положительные для нас, подтверждены официальными актами и письмами министра обороны, докладами президенту. И при этом определенные частные лица, видимо, не принимают во внимание эти документы и пытаются ввести в заблуждение широкую общественность, выдавая ей ложную информацию. Естественно, что мы пошли в суд.

Сейчас раздумываем, не пойти ли еще на один процесс.

Рекомендуем
Билл Гейтс
Билл Гейтс предупредил о катастрофе хуже коронавируса
Адвокат Эльман Пашаев в здании Пресненского суда Москвы
Адвокат Ефремова устроил в суде перепалку с защитницей потерпевших
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала