Наталья Иванова-Гладильщикова, для РИА Новости.
В марте-апреле пройдет заключительный этап самой массовой, Всероссийской олимпиады школьников. Победа в ней автоматически означает поступление в вуз без ЕГЭ. Монополия Единого экзамена была разрушена три года назад, благодаря усилиям Российского Союза ректоров. В этом году 77 специально отобранных интеллектуальных соревнований, включая Всероссийскую олимпиаду, дают право поступления в вуз таким образом. Но эйфория прошла: олимпиады вызывает не меньшую критику экспертов и общества, чем ЕГЭ.
Зеленое зелье из битона
Всероссийская олимпиада школьников начинается со школьного этапа, который уже прошел в октябре-ноябре, сейчас идет муниципальный тур, в январе-феврале состоится региональный, и наконец, в марте-апреле состоится заключительный тур Всероссийской олимпиады. Победители и призеры принимаются в государственные вузы без вступительных испытаний. А раз у олимпиад такая высокая цена, в них стали участвовать буквально все.
Нарушения происходят уже на первом, школьном этапе олимпиады. Мать талантливой одиннадцатиклассницы (она учится в одной из школ Центрального округа Москвы) рассказала, как ее дочь, в отличие от своих десяти одноклассников, не прошла в следующий тур. Ее "коллеги" скачали ответы с телефона (как и на ЕГЭ, они были выложены в сети). Девочка же писала сама. Задания были весьма странными. Например, нужно было найти однокоренное слово к слову "зелье". Школьница написала "зеленый". Ей засчитали ошибку: нужно было "зелень". Или: из десяти слов требовалось найти два заимствованных и отметить их крестиком или галочкой. Она так и сделала, а против других поставила прочерк. Ей тоже засчитали ошибку: оказывается, по правилам оформления, вместо прочерка нужно еще раз написать эти слова. Или: из трех слов - "битон", "бетон" и "бидон" нужно было выбрать неправильное. Она выбрала "битон". Но, как оказалось, в качестве "неправильного" надо было назвать и "бидон".
В общем, либо критерии оценки работ, по которым их проверяют, нелепы, либо ответы, как и на ЕГЭ, проверяет компьютер.
Кто "в воображении играет на бильярде"?
Школьный этап - самый низший. Но и на следующем за ним, окружном этапе, происходит то же самое. Задания часто подверстаны к формату ЕГЭ. То есть, проверяют не понимание текста, а знание ненужных подробностей.
Учитель литературы Лицея "Воробьевы горы" Евгения Абелюк рассказывает о характерных заданиях окружного тура олимпиады по литературе для 11-классников. Например: какие персонажи чеховских пьес наделены такими привычками - "играет на скрипке, а потом катает детскую коляску", "расчесывает бороду и читает газету", "показывает фокусы", "просит денег взаймы", "в воображении играет на бильярде". Помните, как когда-то в ЕГЭ нужно было ответить, "какого цвета было платье Наташи Ростовой"?
А вот задание с ошибкой (для олимпиады в 10-м классе): напишите 5-10 предложений о том, какой символ объединяет данные произведения: "Божественная комедия" Данте, "Гробовщик" Пушкина, "Ночь перед Рождеством", "Мертвые души" Гоголя, "Гроза" Островского, " Мастер и Маргарита" Булгакова. Правильный ответ - "ад". Но как быть с "Мертвыми душами"? Причем здесь ад? Нормального ребенка это собьет с толку.
Олимпиады в их теперешнем виде не проверяют творческих способностей. А именно для этого они когда-то создавались. По мнению Евгении Абелюк, "они выявляют начитанность, общий кругозор, умение собраться (много разных заданий нужно выполнить за небольшое время). Поэтому, глубоких ответов, как и в ЕГЭ, получиться не может". И хотя по материалу олимпиады отличаются от ЕГЭ (там часто дают тексты, которые не изучались в школе), тип мышления, который требуется как для олимпиад, так и для сдачи ЕГЭ - схожий.
В прошлом году на Всероссийской олимпиаде по литературе для анализа детям дали политическое, сиюминутное стихотворение Тютчева "Современное", посвященное завершению строительства Суэцкого канала в Турции. Там фигурируют Наполеон III, его супруга Евгения, которая выведена под именем второй Клеопатры. Дети должны были дать историко-культурный комментарий к этому стихотворению поэта.
Когда-то олимпиадные вопросы составлял учитель Лев Айзерман. Например, он давал анекдот, положенный Гоголем в основу "Шинели" и, просил сравнить его с повестью. Это давало возможность проявить и умение концептуально мыслить, что очень важно в литературе, и знания. Сейчас понимание текста на олимпиадах проверяется мало.
Проблемы есть и с вузовскими олимпиадами, которые тоже дают право на поступление. Они уже превратились в кормушку для преподавателей. Через олимпиаду те протаскивают в вуз своих частных учеников (как это было до ЕГЭ).
О причинах стагнации
Примерно две недели назад в Министерство образования было направлено письмо за подписью крупных ученых, писателей, учителей. Среди них ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, писатели Захар Прилепин, Людмила Улицкая, Дмитрий Быков, директор Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН) член-корреспондент РАН Всеволод Багно, учитель Сергей Волков, главный редактор журнала "Вопросы литературы" Игорь Шайтанов.
Центральная предметно-методическая комиссия, составляющая вопросы и проверяющая ответы на заключительном этапе, не менялась больше 10 лет, считают авторы письма, и предлагают изменить состав комиссии. В письме говорится о том, что Всероссийская олимпиада по литературе в последние годы стагнировала, задания неинтересные. И под нее подстраиваются все туры: школьный, окружной, городской и т.д.
Учителя, которые привозят своих детей на заключительный этап олимпиады, жалуются, что их не пускают на апелляции по работам учеников. Не говоря уже о том, что приезд лучших учителей со всей страны - уникальная возможность для того, чтобы всем сверить часы: проводить тренинги, курсы повышения квалификации. Ничего этого не делается. Учителя здесь - статисты.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции