Тренер Ирина Вятчанина, мать российского пловца Аркадия Вятчанина, в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Веронике Гибадиевой рассказала в Щецине, где сейчас проходит чемпионат Европы, в чем разница между Майклом Фелпсом и Райаном Лохте и какие коррективы внесут новые костюмы в расклад сил накануне Игр в Лондоне.
- Действительно ли чемпионат Европы в Щецине настолько проходящий старт, как многие об этом говорят?
- Считаю его очень важным в плане того, что перед Олимпиадой здесь есть возможность попробовать скорости, узнать, кто как плывет и кто как прибавляет. Здесь сейчас вся Европа, и многие удивляют своими результатами.
- Кого-то особенно можете отметить?
- Хочется отметить поляков, которые плывут неожиданно быстро в некоторых дисциплинах, плюс конкретно хочется обратить внимание на прогресс в результатах Конрада Черняка, который уже показал, что может перенести свои результаты с короткой на длинную воду, когда стал вторым вслед за Фелпсом в этом сезоне. Вчера опять он здорово проявил себя. Да и вообще поляки хорошо плывут. Может быть, сказывается тот факт, что это их домашний чемпионат Европы, при такой поддержке трибун, как здесь, плыть их ребятам конечно легче.
- Сам бассейн нравится?
- Центр плавания произвел на меня хорошее впечатление - посмотрела залы, тренировочные ванны. Видно, что поляки проделывают серьезную работу по подготовке своих пловцов, что в принципе уже положительно сказалось на их результатах. Думаю, что у них многое получится. Все их секунды и медали в Щецине станут для поляков хорошим стимулом в преддверии Олимпиады в Лондоне. Здесь всерьез занимаются методикой, наука хорошо работает. Это видно.
- То есть это еще раз доказывает, что не стоит зацикливаться только на Америке, как на главном фаворите?
- Безусловно! Плывут уже все. Посмотрите, какие результаты показывают израильтяне в некоторых видах программы! Вообще, многие команды за последнее время значительно прибавили.
- Выступлением своих спортсменов довольны?
- У меня здесь плывет только Ксения Москвина, которая сейчас переживает тот самый период, когда по-старому плыть уже не может, а по-новому пока не получается. Она перешла ко мне недавно, идет формирование новой техники. На этом этапе всегда играет большое значение психологический фактор - она уже чувствует, что готова показать хороший результат, но пока не всегда получается. Впрочем, у нас скоро Университетские игры в Москве, будет Кубок Сальникова. Прекрасно, что есть такое количество стартов для того, чтобы попробовать свои силы в олимпийском сезоне.
За океаном
- На недавнем чемпионате США выступал ваш сын Аркадий. Как оцениваете его результаты после перехода к другому тренеру?
- Оценивать очень сложно, хочется посмотреть. Время он показывает рабочее. Нужно просто знать, что там сейчас с техникой, опять же нужно видеть своими глазами, чтобы делать выводы.
- Если говорить о конкуренции в плавании на спине, кто может удивить нас результатом на Олимпиаде?
- Не думаю, что появится кто-то новый, а вот плотность в результатах определенно увеличится. Она уже увеличилась, а значит, здесь будет фактор непредсказуемости. Выиграть из обоймы сильнейших может любой. Будет даже борьба за выход в финалы весьма серьезная, я в этом уверена.
- Расклад сил таков, что не Фелпсом единым будет жить эта Олимпиада…
- Конечно, нет. Мне безумно нравится Райан Лохте. Он очень интересный спортсмен. Мне очень импонирует его эмоциональное состояние, и вообще он очень сильно в личностном плане отличается от Фелпса. С Майклом мне ни разу не удалось поговорить и поздороваться, а с Райаном все проще - "Хэллоу, как дела", и так далее. В нем меньше небесного, даже скорее не небесного - нет, не так. Он спортсмен мирового класса, звезда высочайшего уровня, он уже вошел в историю мирового плавания. Тут скорее личностное.
- То есть Фелпс более замкнут?
- Да, он такой - весь в себе. Хорошо помню, как он начинал. Он очень рано стал показывать высокие результаты, рано проявил себя. У меня тогда еще Поляков плавал, и я говорила ему: "Вот смотри, этот мальчик Фелпс не однодневочка, этот мальчик надолго".
- Но все-таки Лохте сейчас выглядит предпочтительнее?
- Он очень разнообразен, он плывет на разных соревнованиях безумное количество дистанций. Выигрывает, ставит рекорды и выступает просто на "ура". В Дубае он был вообще великолепен. Если бы все знали секрет того, как Лохте это удается, то все выступали бы, как он. Может быть, Аркадий нам расскажет, когда потренируется вместе с Райаном (смеется).
Вопрос психологии
- Насколько важно иметь сильных спарринг-партнеров для тренировок?
- Это исключительно индивидуально, зависит от личности. Одного спортсмена будет подавлять и угнетать сильный спарринг-партнер, другого - только мотивировать. Даже в быту одного трудности ввергают в уныние и в депрессию, а другой делает выводы и становится сильнее. Ну и, в конце концов, если человек может себя сам мотивировать, то ему необязательно иметь сильного спарринг-партнера для тренировок, чтобы прогрессировать.
- Аркадию нужны сильные спарринг-партнеры?
- Я думаю, что если бы он их боялся, он не поехал бы в США. То же самое могу сказать о Юле Ефимовой. Если бы она боялась Ребекку Сони, то не смогла бы тренироваться вместе с ней.
- Следите за ее выступлениями?
- Конечно. Сейчас она меняет технику, показала неплохой результат на чемпионате США.
Плыть на спине
- Если говорить о спинистах, которые выступают здесь, в Щецине, в отсутствие травмированного Стаса Донца, как вам их результаты?
- Во-первых, хочется пожелать Стасу восстановиться как можно скорее, пусть у него как можно успешнее и быстрее пройдет этот процесс восстановления от травмы. Конечно, он очень важен для нашей сборной. Думаю наши врачи, наша наука сделает все для этого возможное. Во-вторых, если говорить о Борисове и Макове, они пока не показывают ничего сверхвыдающегося, но прогресс есть, прогресс чувствуется. Мне нравится, как в последнее время плывет Маков, хочется, чтобы он перенес свои результаты на длинную воду. Вообще, конкуренция в этом виде программы очень высока и внутри сборной, и на международном уровне.
- Что привнесут в нее новые костюмы?
- Совершенно не понимаю, зачем было тогда уж отменять старые, к которым мы уже привыкли, раз уж снова мы возвращаемся к плаванию в костюмах сейчас. Со старыми уже было понятно, что к чему, что и как, а теперь все снова, с самого начала. Понятное дело, что это экономика, бизнес, нагнетание этой обстановки вокруг сверхтехнологий. Но вспомнить, что было на чемпионате мира в Риме, это же ужас, и сейчас новый ажиотаж.
- Насколько появление этих костюмов способно изменить расклад сил в плавании?
- Когда счет пойдет на сотые доли секунды с безумной плотностью результатов среди фаворитов, именно костюмы и прочие, на первый взгляд второстепенные, факторы будут способны решить все в пользу того или иного спортсмена. Когда ты хорошо готов, когда хорошо готовы твои конкуренты, играют роль именно сопутствующие факторы, а если ты не готов, хоть в торпеду залезь, тебе ничто не поможет.
- А сам костюм как вы оцениваете? Это же все-таки текстиль, есть ли такая уж глобальная разница между старой и новой версией в этом случае?
- Вы знаете, даже то, в чем ребята плавают сейчас, у меня язык не повернется назвать текстилем. Что касается новых очков в улучшенных версиях костюмов, они кажутся мне слишком большими и громоздкими.
Сейчас мы плаваем в обтекаемых очках, более миниатюрных. В общем, опять есть повод для того, чтобы лишний раз задуматься, а науке надо работать, засучив рукава, что тут скажешь. Хорошо, что федерация очень умно заключила контракт с нынешними нашими производителями костюмов исключительно до Игр. Правда пока не решен вопрос с теми ребятами, у которых уже есть индивидуальные контракты с производителями костюмов.