Рейтинг@Mail.ru
Был ли шанс у "Титаника". Версии советских инженеров - РИА Новости, 09.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Был ли шанс у "Титаника". Версии советских инженеров

© Фото : Public DomainРисунок "Титаника"
Рисунок Титаника
Читать ria.ru в
Дзен
Ученые и судостроители сходятся во мнении, что ”Титаник” можно было спасти от неминуемой гибели или хотя бы сделать так, чтобы он как можно дольше оставался на плаву. Если бы ”Титаник” продержался на плаву хотя бы на два-три часа дольше, то все пассажиры были бы спасены, так как судно ”Карпатия”, пришедшее на помощь тонущему гиганту, успело бы всех взять на борт.

Ученые и судостроители сходятся во мнении, что ”Титаник” можно было спасти от неминуемой гибели или хотя бы сделать так, чтобы он как можно дольше оставался на плаву. Если бы ”Титаник” продержался на плаву хотя бы на два-три часа дольше, то все пассажиры были бы спасены, так как судно ”Карпатия”, пришедшее на помощь тонущему гиганту, успело бы всех взять на борт. Как можно было спасти ”Титаник” и пассажиров? Несколько таких способов были предложены инженером – кораблестроителем Ю.Г. Сарухановым.

Затопление кормовых отсеков

Для этого требовалось создать момент, противодействующий моменту, дифферентующему судно на нос, и достаточный по величине, чтобы палуба Е (палуба салонов) не погрузилась в воду, и тем предотвратить переливание воды из носовых поврежденных отсеков в смежный и следующие за ним. Это можно было сделать с помощью противопожарной системы, которая, кстати, на ”Титанике” присутствовала. Затопив кормовые отсеки "Титаника", давление на нос корабля можно было бы стабилизировать, тем самым поставить "Титаник" как бы на ровный киль.

Уменьшить заливаемые объемы поврежденных отсеков, в первую очередь второго и последующих

Теоретически такое решение задачи намного предпочтительнее, нежели контрзатопление кормовых отсеков, так как не выводится из эксплуатации ни одно из помещений и, самое главное, сберегается запас плавучести корабля: его резерв живучести. Однако реализовать эту возможность без предварительной подготовки, как правило, невозможно. Дело в том, что для уменьшения проницаемости уже затопленных и подлежащих затоплению помещений, их следовало заполнить предметами из других помещений корабля. Но заполнять затопленные помещения, возможно, только видимо, бросая в них предметы, способные тонуть. Положительный эффект будет достаточно существен при условии, что перемещаемые предметы до этого находились в вышерасположенных помещениях судна.
Но одной из трудностей этого способа является то, что заполнять помещения судна предметами, обладающими положительной плавучестью нужно до того, как их начнет заливать.

Организовать перенос тяжелых предметов из носовой в кормовую оконечность судна.

Этот способ достаточно банален, но эффективен только при большем количестве времени, чем было у "Титаника", да и к тому, же тяжелые предметы вызывают проблему с их транспортировкой.

Экипаж не был готов к экстремальным ситуациям

Первоначально предполагалось, что днём 14 апреля 1912 года (как раз в день катастрофы) на "Титанике" будет проведена тренировка посадки в спасательные шлюпки. Однако по неизвестной причине капитан Смит отменил учения. Если бы аварийная посадка в шлюпки была отработана, хотя бы раз, возможно, это сберегло бы гораздо больше жизней. Кроме того, это упражнение продемонстрировало бы экипажу, что шлюпки достаточно надежны, и уверенность моряков наверняка передалась бы пассажирам и отразилась на количестве спасенных.

Обеспечить или хотя бы повысить водонепроницаемость одной из палуб (F или Е) над поврежденными отсеками, что можно было сделать, закрыв люки, ведущие в нижние помещения поврежденного отсека.

Закрывать эти люки можно было с помощью брезента и досок, закрепленных по периметру люка стойками, упирающимися в верхнюю палубу. Следовало также загерметизировать световой люк на палубе С, через который впоследствии был затоплен форпик. Эффективность данного мероприятия зависела от того, насколько возросла бы непроницаемость палубы. Но даже неполная водонепроницаемость, несомненно, замедлила бы затопление расположенных выше помещений и продлила бы жизнь судна.

Не закрывать водонепроницаемые двери
Таким образом, "Титаник" не имел бы дифферента на нос, отсеки судна затапливались бы равномерно и возможно тогда "Титаник" смог бы продержаться на плаву как можно дольше.

Использовать айсберг в качестве понтона

Возможно это один из наиболее сложных и невероятных способов, но этот вариант может вполне дать положительный результат.
По словам очевидцев, айсберг возвышался над водой на 30 м (водоизмещение его позднее было оценено в 1160 тыс. т), и если бы удалось закрепить на нем один из носовых якорей или же надвинуть носовую оконечность на пологую часть айсберга, «Титаник» мог бы продержаться на плаву до подхода спешивших на помощь судов, а уже тогда (если бы погода оставалась тихой) роль понтона могло бы взять на себя судно-спасатель. Была и другая возможность использовать айсберг: соединив кормовые якоря, завести эту петлю под айсберг и затем, выбирая якорные цепи, притапливать корму, чтобы выровнять дифферент и не допустить погружения носовой оконечности, предохраняя неповрежденные отсеки судна от затопления.

Множество различных способов, которые могли спасти "Титаник" или сделать так, чтобы он оставался на плаву дольше. Но если учесть те обстоятельства и ту скорость, с которой тонул "Титаник" , то в сложившейся ситуации спасти корабль было уже практически невозможно.

Материал подготовлен на основе статьи Ю.Г. Саруханова, опубликованной в журнале
"Судостроение" №7, 1992 г.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала