Рейтинг@Mail.ru
Летные фобии россиян и средства от них - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Летные фобии россиян и средства от них

Читать ria.ru в
Дзен
Каждый пятый пассажир в России, отправляясь в авиапутешествие, боится терактов в аэропорту или в самолете, хотя системы безопасности аэропортов кажутся весьма надежными. Эксперты, подтверждая надежность технических систем, опасаются проблем, которые могут возникать из-за того, что государство переложило ответственность за безопасность пассажиров с себя на аэропорты.

Мария Селиванова, экономический обозреватель РИА Новости.

Каждый пятый пассажир в России, отправляясь в авиапутешествие, боится терактов в аэропорту или в самолете, хотя системы безопасности аэропортов кажутся весьма надежными. Эксперты, подтверждая надежность технических систем, опасаются проблем, которые могут возникать из-за того, что государство переложило ответственность за безопасность пассажиров с себя на аэропорты.

Лишь каждый десятый россиянин, садясь в самолет, не испытывает никаких страхов, связанных с предстоящим перелетом. К такому выводу пришли социологи Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опросив 57,6 тысяч россиян.

Главная летная фобия россиян имеет "технические" причины. Треть опрошенных заявили, что в первую очередь они боятся аварий, которые могут произойти из-за плохого технического состояния самолета.

Мысль об аварии самолета по неким внешним причинам (это может быть, например, гроза) пугает 17% респондентов, а 14% страшатся катастрофы из-за ошибок экипажа. Асоциальное поведение отдельных пассажиров самолета россиян не пугает: драк, краж и порчи имущества опасается всего 1% опрошенных.

Терактов боится каждый пятый авиапассажир. Причем, как следует из опроса ВЦИОМ, 37% считают угрозу терактов высокой, а еще 16% – очень высокой. Маловероятными авиатеракты в течение ближайшего года считают лишь 27% россиян.

Меры безопасности

Вопрос безопасности на транспорте остро встал на повестке дня в марте 2010 года после терактов в столичном метро. Через несколько дней был обнародован указ президента, предписывающий подготовить Комплексную программу обеспечения безопасности пассажиров на 2010-2013 годы. В рамках программы на "обеспечение безопасности населения на воздушном транспорте" выделены 2,7 млрд рублей.

Эти деньги должны быть потрачены на оснащение уязвимых объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств "специализированными техническими средствами и устройствами, обеспечивающими устранение их уязвимости от актов незаконного вмешательства", говорилось в указе.

Деньги, в частности, выделялись на выявление уязвимости авиаобъектов, подготовку планов обеспечения безопасности, на оснащение аэропортов системами видеоконтроля, инженерно-техническими средствами, строительство объездных патрульных дорог и ограждения периметра аэропортов.

За полтора года реализации программы в десятках аэропортов это было сделано. Как сообщили РИА Новости в Росавиации, современными техническими средствами досмотра пассажиров, багажа, почты и грузов были оснащены аэропорты в 13 российских городах, еще 5 аэропортов в рамках программы получат дополнительное оборудование.

Часть денег, выделенных на программу, было потрачено на информирование пассажиров о правилах безопасности в аэропорту, перевозке багажа и схеме действий при обнаружении подозрительных предметов.

Представители столичных аэропортов "Шереметьево" и "Внуково", опрошенных РИА Новости, утверждают, что забота о безопасности пассажира является сейчас их главным приоритетом.

Безопасностью граждан в аэропорту обеспечивают несколько организаций – как собственные структуры компаний, так и подразделения МВД, рассказали РИА Новости представители их пресс-служб аэропортов.

Для досмотров пассажиров и багажа применяются современные технические системы обеспечения безопасности. Входы и КПП оборудованы металлодетекторами и интроскопами, используются микроволновые сканеры и газоанализаторы нового поколения. Также внедрена многоуровневая система автоматического стопроцентного досмотра багажа, системы видеонаблюдения и контроля и управления доступом.

Техника – еще не панацея

"Комплексная программа делает акцент на технических и организационных мерах, которые должны принять на уровне транспортной инфраструктуры", – объяснил РИА Новости руководитель аналитического отдела агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

Все барьеры, которые были поставлены перед террористами, позволили избежать трагических ситуаций в авиации, напоминает он.

"Для потенциального злоумышленника, барьеры, которые нужно преодолеть, чтобы совершить теракт, стали еще сложнее, и теперь обычный бытовой хулиган точно не сможет нанести чувствительный удар по системе", – говорит Пантелеев.

Впрочем, современное оборудование еще не гарантирует безопасность пассажирам. "Все изменения, которые произошли после теракта в "Домодедово", только ухудшили ситуацию", – говорит РИА Новости главный редактор сайта avia.ru Роман Гусаров. После взрывов в "Домодедово" государство переложило обязанность по обеспечению безопасности пассажиров на собственников терминалов аэропортов, говорит эксперт. "Это просто нонсенс. По Конституции безопасность граждан гарантирует государство, и ни какой частный бизнес не должен заниматься обеспечением безопасности пассажиров", – подчеркнул он.

Тем более, что обеспечение безопасности – это дорогостоящая вещь, утверждает эксперт.

"Владельцы аэропорта должны заниматься бизнесом, они должны заниматься развитием аэропорта, строительством новых помещений, стоек регистрации, а им приходится вкладывать средства в безопасность, средства технической защиты и найм частных охранных агентств, – обозначает проблему Гусаров. – При росте пассажиропотока ситуация будет только усугубляться, поскольку, скорее всего, владельцы аэропортов будут экономить средства".

Это ни к чему хорошему в перспективе не приведет, утверждает эксперт.

Между тем, международная организация гражданской авиации (ICAO) рекомендует обеспечивать авиационную безопасность специально подготовленными обособленными подразделениями. "Это должны быть специально обученные и подготовленные люди, но не линейное отделение полиции", – пояснил Гусаров.

"Рамки" на входе в аэропорт – это бесполезный шаг, говорит Гусаров. "Они создают очереди, что не менее опасно – теракт может быть совершен в толпе, – пояснил он. – В Израиле, например, нет рамок на входе в терминал. Безопасностью там занимаются специально подготовленные люди. Они беседуют с каждым пассажиром по специально разработанной методике". Кроме того, есть "собаки, нос которых лучше любого датчика", добавляет Гусаров.

"В Российских аэропортах зачастую на входе в терминал стоят два полицейских спиной к "рамке", которые не реагируют на ее звук, поскольку гудит она постоянно – у многих пассажиров в карманах ключи", – обозначает проблему эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала