Константин Богданов, Влад Гринкевич, Мария Селиванова, Ольга Соболевская, РИА Новости.
На фоне продолжающихся акций протеста после выборов 4 декабря партии выстраивают свое поведение довольно консервативно. Одновременно с площадей возвышает голос средний класс, с трудом отыскивающий в тесноте политической системы хоть какую-нибудь партию, способную выражать его интересы в парламенте.
Всем спасибо, все довольны
"В числе протестующих практически нет системной оппозиции. [Лидер "Яблока" Сергей] Митрохин – исключение. Есть пара фигурантов из "Справедливой России". Но пока есть стена отчуждения между системной и несистемной оппозицией, и вряд ли она будет преодолена", – отмечает особенность текущих уличных протестов глава фонда "Стратегии-2020" Михаил Ремизов.
Основные парламентские партии, действительно, не спешат с резкими движениями. Коммунисты еще с ночи 5 декабря выступили с традиционно негативной оценкой прошедших выборов и (столь же традиционно) заявили, что будут готовить материалы для обращения в суд. Акция протеста коммунистов вечером в понедельник в Москве собрала, по оценкам наблюдателей, не более 900 человек.
"Поведение парламентских партий достаточно стандартное – с одной стороны, они протестуют против нарушений. В основном протестуют коммунисты", – сообщил РИА Новости эксперт Института национальной стратегии Павел Святенков. Но учитывая, что фракция КПРФ в Государственной думе возросла, этот протест, по словам эксперта, носит скорее фиктивный характер, чем представляет что-то реальное.
Прочие же системные партии и вовсе, на первый взгляд, радуются объявленным цифрам. К примеру, московские отделения "Справедливой России" и ЛДПР солидарно заявили о том, что результатами довольны.
"Оппозиционные партии, прошедшие в Госдуму, на выборах усилили свои позиции: они набрали больше голосов, чем на прошлых выборах, хотя не столько, сколько набрали в реальности", – сказал РИА Новости президент Института стратегических оценок Александр Коновалов. В этом, по мнению эксперта, кроется и их слабая активность в уличных выступлениях.
К региональным выборам претензий много больше. "Эсеры", например, не признают результаты по Петербургу и Астрахани. К астраханским же выборам огромные претензии у коммунистов. Партии пока осторожно говорят о том, что будут собирать данные о нарушениях и обращаться в суды.
Публично высказаться по вопросу легитимности должны все участники выборов, получившие места в новом парламенте. Так считает заместитель секретаря президиума генсовета партии "Единая Россия" Юрий Шувалов. "Размывать тему легитимности несерьезно. Мы не должны этого допустить. Этот вопрос нужно поставить еще до первого заседания Госдумы. Я считаю, что это вопрос ответственности парламента", – полагает он.
Думе – бойкот?
Среди непарламентских партий встречаются более радикальные идеи. Один из основателей партии "Яблоко" Григорий Явлинский предложил партиям, прошедшим в парламент, но несогласным с официально объявленными результатами на выборах, покинуть Государственную Думу.
"Все партии, которые считают, что фальсификации велики, должны сложить мандаты, тем самым заставить провести новые выборы, которые учтут то, что произошло сейчас", – сказал Явлинский на пресс-конференции в среду. По его словам, для такого решения не надо "собирать митинги" и "драться с ОМОНом".
"Поскольку оно ["Яблоко"] не получило ни одного мандата, терять в случае такого сценария ему абсолютно нечего. Явлинский может спокойно призывать отказываться от думских мандатов, потому что у его партии никаких мандатов нет", – комментирует действия Явлинского Павел Святенков.
Что характерно, еще вечером в понедельник глава Центризбиркома Владимир Чуров фактически предложил недовольному лидеру КПРФ Геннадию Зюганову то же самое, к чему призывает сейчас и Григорий Явлинский. В своем письме, направленном в адрес руководства компартии, Чуров попросил пояснить, не означает ли заявление Зюганова об "абсолютной нелегитимности" состоявшихся выборов в Госдуму, что депутаты-коммунисты намерены сложить мандаты.
Как выяснилось, не означает. "А с чего мы будем отказываться от мандатов? Они добытые, за нас голосовали избиратели, нас поддерживали. У нас украли 12-15%", – пояснил Зюганов РИА Новости.
"У оппозиционных партий в Госдуме сейчас есть выбор: или они участвуют в переговорах по поводу раздела мест или они начнут требовать пересмотра итогов выборов, тогда окажутся за пределами комитетов и получат ровно то, что им оставят остальные участники переговоров. Партии решают эту дилемму однозначно", – заявил РИА Новости первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Средний класс против
Но кто же тогда протестует на улицах? Очень многие эксперты отмечают, что Россия столкнулась с первым наблюдаемым выражением неудовольствия со стороны среднего класса, – столь долгожданного политологами и политиками стабилизатора общественных отношений. Причиной тому стала неустойчивость социально-экономической ситуации.
"В 2007 году был некий "культ успеха": зарплаты росли, как и цены на энергоносители, средний класс был настроен очень патриотично и оптимистично. Оппозиция, которая говорила о засилье коррупции, нарушении прав человека и т.п., считалась сборищем неудачников, на которых не стоит обращать внимания", – отмечает Алексей Макаркин.
Сейчас, по мнению эксперта, ситуация изменилась. Даже те, кто сохранил свой прежний материальный уровень, не ощущают его повышения и гарантированного стабильного будущего. Между тем, особенностью среднего класса как раз и является то, что ему необходимо предсказуемое будущее.
Нынешняя система власти "очень долго рассматривалась как эффективная, но несправедливая. Люди знали, что коррупция высока, что чиновники обогащаются, что социальная диспропорция колоссальна, но они видели перед собой возможности – их уровень жизни рос", – говорит профессор МГИМО Валерий Соловей.
"Пессимизм базируется на ощущении возможного застоя в ближайшие двенадцать лет, но и осознанием неизбежности второй волны кризиса. Причем, в отличие от избирателей "Единой России", средний класс не верит власти", – полагает Алексей Макаркин.
"Власть рассчитывала, что "белые воротнички" не выйдут на улицу, как это было всегда, а маргинальные оппозиционеры обычно выступают малочисленной группой", – говорит Александр Коновалов. Но сейчас, по его словам, на улицу вышли те, кто туда никогда не ходил и кому есть что терять.
"Среднему классу, который почувствовал свою силу, выдержав первую волну кризиса, надоела пропаганда. Он перестал смотреть федеральные каналы, но стал требовать более активной политики, причем в решении конкретных задач", – считает Алексей Макаркин.
За бортом партийной политики – движение
Дефицит партийного в выступлениях после выборов уже породил немало вопросов – а с чем, собственно, приходится иметь дело? Как политически структурирован (или может структурироваться) уличный протест?
По мнению Валерия Соловья, парламентские партии внимательно наблюдают за динамикой протестов несистемной оппозиции. "В случае благоприятного для несистемной оппозиции развития событий они готовы в нее включиться", – полагает эксперт.
"Он [протест] уже получил идеологическое оформление – это движение носит с одной стороны национальный, с другой общедемократический характер", – считает Павел Святенков. По его мнению, наблюдаемый протест нельзя соотносить с хорошо известной политической активностью несистемных либералов. "Реальным мотором [протестов] является феномен Навального, и общее недовольство итогами избирательной кампании с применением административного ресурса", – полагает Святенков.
"Я очень осторожно скажу, что сейчас преимущество у того, кто будет контролировать улицу, – предупреждает Валерий Соловей, – Улицу, скорее всего, будут контролировать националисты".
"Сейчас задеты все люди. Многие предыдущие выступления были достаточно локальны, а сейчас объединились многие люди. Ведь все мы – избиратели", – сообщил РИА Новости руководитель Центра социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН Давид Константиновский. По его мнению, сейчас есть совершенно очевидный повод для проявления такого самосознания.
"Возможно, у людей ушел страх, и это уже интересный феномен. Главное – не то, что творится на улицах, а то, что творится в сознании людей. Вероятно, люди переступили некий психологический барьер. Происходящее людям, грубо говоря, обрыдло", – сообщил РИА Новости декан факультета социальной психологии МГППУ Михаил Кондратьев.
Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции