Рейтинг@Mail.ru
Новая Ладога - город купцов и корабелов - РИА Новости, 02.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новая Ладога - город купцов и корабелов

© Фото : Алексей ХовановНовая Ладога - город купцов и корабелов
Новая Ладога - город купцов и корабелов
Читать ria.ru в
В 1763 году молодой полковник Александр Суворов был назначен Екатериной II командиром Суздальского пехотного полка, расквартированного в Новой Ладоге. Служба в этом городе стала периодом формирования его исключительных военных способностей, несгибаемого духа, беспримерной веры в победу и, самое главное, удивительного дара увлечь за собой войска на ратные подвиги.

В 1763 году молодой полковник Александр Васильевич Суворов был назначен императрицей Екатериной II командиром Суздальского пехотного полка, расквартированного в Новой Ладоге. В энциклопедии про этот период жизни великого полководца написано всего три строчки: "С 1764 по 1768 годы Суворов командовал Суздальским пехотным полком в Новой Ладоге, где составил "Полковое учение" - инструкцию, содержавшую основные положения и правила по воспитанию солдат, внутренней службе и боевой подготовке войск". Со своей стороны добавим, что инструкция эта легла в основу главного труда великого полководца "Наука побеждать". Служба же в Новой Ладоге стала периодом формирования его исключительных военных способностей, несгибаемого духа, беспримерной веры в победу и, самое главное, удивительного дара увлечь за собой войска на ратные подвиги.

Куда едем?

За Володарским мостом, на выезде из Петербурга в направлении Мурманска начинается федеральная трасса Е-18. Ехать по трассе одно удовольствие - широкая, с разделительной полосой по три ряда в каждую сторону. Путь на машине от границ города до Ладожского моста, что находится в паре километров от истока Невы, занимает менее получаса. Затем трасса участками сужается, следуя вдоль побережья Ладожского озера, то приближаясь, то удаляясь от него на значительное расстояние. На 125 километре трассы, в деревне Юшково, стоит указатель - тут-то и надо сделать поворот на Новую Ладогу.

Через два километра машина уже едет по центральной улице города, носящей имя Суворова, которая плавно переходит в проспект, названный в честь Карла Маркса, бывший Николаевский проспект. С этого момента мы попадаем в старинный уездный город с одно- и двухэтажными каменными и деревянными домами, торжественно стоящими в ряд вдоль центрального проспекта. В проулках между домами видны хозяйственные постройки. Несмотря на красочные вывески вроде "Минимаркет" и "Кафе", кажется, что время здесь остановилось еще веке в XIX. Десятитысячный город живет неторопливо, снисходительно и доброжелательно относясь к туристам и приезжим любителям порыбачить.

Что ж за Новая Ладога такая?!

В XV веке в устье реки Волхов на границе новгородских земель был основан Николо-Медведский мужской монастырь. Первые упоминания о нем содержатся в Переписной окладной книге Водской пятины за 1499-1500 годы. С началом Северной войны место впадения Волхова в Ладожское озеро было выбрано Петром I для закладки судоверфи. Форпостом стали монастырские постройки, обнесенные по приказу царя земляным валом. В Поденной записке от 1704 года, как всегда лаконично, самодержец написал: "Жителей Старой Ладоги (расположенной в 12 километрах выше по течению реки Волхов - прим. автора) и Тихвина переселить в град Новая Ладога. Сюда же сволочить ссыльных и беглых крестьян". Уже через четыре года на Новоладожской верфи английский корабельный мастер Ричард Браун спускает на воду первый 50-пушечный линейный корабль Балтийского флота с экипажем в 330 моряков.

Постепенно верфь росла, и в годы своего расцвета численность работающих на ней  превышала 300 человек. Забавно, что в документах верфи упоминаются два штатных кобеля. Охраняющим судостроительный завод собакам, был определен и оклад - 3 копейки в день, что соответствовало ставке рядового плотника или кузнеца. Для справки: иностранные мастера, а их на верфи было немало, получали от 5 до 12 рублей в месяц.

Для нужд адмиралтейской якорной кузницы в Новую Ладогу непрерывным потоком шло уральское железо. Постепенно вокруг верфей и монастыря стало расти поселение.

Строящаяся Северная столица требовала огромного количества строительных материалов, продовольствия и оружия (тому виной война со Швецией). Единственным водным путем снабжения города был речной, то есть по Неве через Ладожское озеро и Волхов или Свирь. Из-за постоянных штормов и невозможности идти вдоль самого берега по причине мелководья, судоходство по Ладоге было крайне опасно. За один только 1718 год воды Ладоги поглотили около тысячи судов. Это обстоятельство побудило Петра I приступить к строительству обводного канала вдоль южного побережья озера. Вот тогда-то Новая Ладога и стала крупным транспортным узлом, где пересеклись водные и сухопутные пути, соединяющие Петербург с центральной и восточной Россией.

С ростом населения Новая Ладога все больше приобретала черты зажиточного купеческого города. В августе 1781 года по указу Екатерины II город получил герб: "В красном поле часть Ладожского канала, а по сторонам два рога изобилия". Вообще говоря, в XVIII веке Новоладожский уезд занимал первое место в губернии по уровню жизни населения. Так, на центральной улице Новой Ладоги в торговом заведении А.Араповой можно было купить "…тамбовские окорока, разные колбасы, консервы рыбные и фруктовые, сельди королевские и шотландские, русские и иностранные вина, ликеры разных фирм…". Гостиный двор на Торговой площади (ныне площади Кирова) общей протяженностью 350 метров слыл крупнейшим в губернии. Не каждый уездный город мог похвастаться тем, что в нем строили дворцы для императорских особ. Меж тем в Новой Ладоге стоял деревянный дворец Елизаветы Петровны, а позднее и Екатерины II. Жили же в городе в основном ладожские лоцманы, рыбаки, а также купцы и мещане.

План реконструкции города 1859 года по своим очертаниям чем-то напоминал Санкт-Петербург с его Васильевским островом. Николаевский проспект, берущий начало от соборной церкви, в плане напоминал Невский, уходящий от Адмиралтейства. Проезжая часть Николаевского проспекта была вымощена булыжником, вдоль которой соорудили деревянные тротуары. В вечернее время он освещался керосиновыми фонарями, а по тротуарам фланировала городская публика. Особым шиком у местных извозчиков считалось промчаться по Николаевскому "жар птицей", то есть с ветерком. Что бы на проспекте не творились всякие безобразия, на то был городовой. Ему следовало "не дозволять бесстыдных действий, а равно отправлять естественные надобности на тротуарах и улицах, а особенно же днем и на виду публики. Запрещать езду на хромых и замученных лошадях", а также другие, более или менее актуальные и для нашего времени действия.

С 1773 по 1922 год город был центром значительного по площади Новоладожского уезда. До революции 1917 года быт горожан менялся мало. Вечеринки с танцами под гармошку или скрипку, игра в карты по вечерам. Летом рыбалка и катание на лодках по реке, а осенью охота. Газета "Озерный край" трижды в неделю сообщала местные, российские и мировые новости, журила местные порядки и в разделе происшествий писала о пьяных драках.

Суворовские будни

Начав действительную службу в 18 лет в звании капрала лейб-гвардии Семёновского полка, уже в 33 года от роду Суворов получил очередное звание полковника, а еще через год - назначение командовать Суздальским пехотным полком. Оглядывая места проживания в городе, Александр Васильевич остановил свой выбор на доме Мысова, что на главном проспекте, где и квартировал с 1764 по 1768 годы.

Казармы же полка размещались на набережной Петровского канала. В состав полка входили два гренадерских и десять мушкетерских рот общей численностью 2053 человека. Обычным делом для Суворова было поднять полк по тревоге и совершить стремительный марш-бросок в сторону Старой Ладоги или реки Сясь, чтобы обязательно форсировать реку, преодолеть крутые берега и болота. Был случай, когда солдаты по приказу Суворова с марша взяли близлежащий Никольский мужской монастырь, тем самым подвергнув настоятеля в крайний испуг. Последний не преминул пожаловаться царице, и Суворову пришлось извиняться.

Екатерина II лично посещала Новую Ладогу и была очень довольна организацией военной службы, за что и отметила Суворова, а солдатам конвойной роты пожаловала по рублю премиальных.

В общественной жизни Новой Ладоги того времени Суворов также оставил след, основав школы для дворянских и солдатских детей, где и преподавал. По его же приказу в городе был построен первый в России Дом офицерского собрания, инициировал он и строительство церкви Святого Георгия Победоносца, называемой в народе Суворовской.

В свободное время любил полководец в составе местной артели ходить на рыбалку, много работал над "Полковым учением". Именно в нем упоминаются известнейшие слова "каждый воин должен знать свой маневр". Как впоследствии о Суворове написал посол Франции в России граф Луи-Филипп де Сегюр: "…он умел отличиться и выслужиться, хотя был небогат, не знатного рода, не имел связей. Он брал чины саблею".

К концу своей военной карьеры Александр Васильевич был уже генералиссимусом российских сухопутных и морских сил, полководцем, не потерпевшим за свою военную карьеру ни одного поражения (и это при более чем 60 сражениях!), основоположником русского военного искусства, освободителем Швейцарии от французской оккупации и национальным героем России.

Примечательные места

От старинного Николо-Медведского монастыря до наших дней дошли только две постройки - Никольский собор и поныне действующая церковь Иоанна Богослова. Здесь же, на берегу Волхова, правда, не лучшем состоянии, стоит церковь Климента с колокольней и церковь Спаса Нерукотворного. Довольно полное представление о главных храмах Новой Ладоги дает фотография Прокудина-Горского от 1909 года из архива библиотеки Конгресса США.

О петровской эпохе напоминает канал, некогда носивший имя императора и бывший в ХVIII веке самым крупным гидротехническим сооружением в Европе.

В Новоладожском историко-краеведческом музее, который разместился в бывшем купеческом доме Тимофеева, бережно и как-то особенно тепло хранят историю города. Совершенно удивительные экспозиции собраны по темам купеческого быта и Второй мировой войны. Отдельная экспозиция посвящена периоду пребывания Суворова в Новой Ладоге.

На проспекте Карла Маркса стоит одноэтажный, чудом сохранившийся деревянный Дом офицерского собрания с мемориальной доской: "В этом доме 1764 - 1768 год помещалось Офицерское собрание Суздальского пехотного полка, командиром которого был А.В. Суворов". Рядом - бюст великому полководцу. На той же улице в лесах стоит церковь Святого Георгия Победоносца.

Гостиный двор, здание Городской управы, купеческие дома и Торговая площадь… В здании почтамта XVIII века по-прежнему размещается почта. Уездный купеческий городок, который по праву можно назвать музеем под открытым небом.

Как добраться

Если отсутствует личный транспорт, то самый удобный способ добраться до старинного городка - это воспользоваться автобусом, который ежедневно отправляется из Санкт-Петербурга. От автобусного вокзала № 2, что расположен в непосредственной близости от станции метро "Обводный канал", за 200 полноценных российских рублей через два с половиной часа можно оказаться в центре Новой Ладоги. Если расписание прямого маршрута не устраивает, то можно воспользоваться любым автобусом, который следует по федеральной трассе М-18 до деревни Юшково, откуда уже до Новой Ладоги всего пара километров, преодолеть которые можно на такси или местном автобусе.

На память

Выбор сувениров ограничен приобретением традиционных предметов с символикой города, милых керамических кошек производства местного мастера или рыбы. Рыба продается в ларьках в деревне Юшково. Нельзя сказать, что это очень дешевый сувенир, но ассортимент достаточно широкий.

Если захотелось остаться и перекусить

По последнему пункту - кафе "Городской парк" можно рекомендовать смело: комплексный обед с домашними пирожками отменного качества обойдется вам в пределах 200 рублей.

А вот вариантов с размещением в гостиницах в городе негусто. Гостиница "Радуга" (Пролетарский канал, 22) примет вас в одноместном номере без завтрака за 1,3-1,5 тысячи рублей.

Хорошие условия предлагает турбаза "Ладога", расположившаяся прямо на берегу реки Волхов. Стоимость номеров разной категории - от одноместных с удобствами на этаже до люксов с каминами и звериными шкурами на стенах - колеблется от 640 до 6400 рублей.

На берегу Ладожской протоки находится база "Креницы", где размещение в кемпинге на четырех человек станет приблизительно в 1,7 тысячи рублей. Впрочем, место это ориентировано преимущественно на любителей рыбалки, а это уже другая история…

Алексей Хованов, РИА.Туризм

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала