МОСКВА, 1 дек - РИА Новости. Политического лоббирования в РФ как такового нет, равно как и законодательной базы, которая бы регламентировала такого рода деятельность, заявил в четверг в лондонском суде на процессе по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу эксперт по российскому праву, профессор Михаил Розенберг.
"Правовой базы для (регламентирования) деятельности лиц, которые добиваются благоприятствующих политических решений или благоприятствующих политических изменений, нет", - сказал Розенберг.
Процесс по иску Бориса Березовского к Роману Абрамовичу продолжается в лондонском Высоком суде уже почти два месяца - рассмотрение дела по существу началось 4 октября. Само исковое заявление было подано еще в 2007 году.
Объектом спора между бизнесменом и олигархом стал ряд российских активов, среди которых порядка 43% акций "Сибнефти" и доля в РУСАЛе. Березовский заявляет, что вместе со своим партнером по бизнесу Бадри Патаркацишвили в 2000-2003 годах был вынужден продать указанные активы значительно дешевле их реальной стоимости под давлением и даже угрозами со стороны Абрамовича.
Ответчик, в свою очередь, оспаривает заявление, что Березовский владел какими-либо акциями компаний. Деньги, миллионы долларов, причем нередко наличными, ему, по словам бывшего губернатора Чукотского автономного округа, выплачивались лишь за политическую протекцию.
Вопрос о том, есть ли в России "политическое лоббирование", заинтересовал судью Глостер, председательствующую на процессе, и, когда Розенберг ответил отрицательно, она его переспросила.
"Нет", - вновь ответил эксперт.
При этом он признал, что олигархи могут оказывать финансовую поддержку политикам, и порой это может расцениваться неоднозначно.
В целом, говоря о политическом лоббировании, Розенберг еще раз отметил, что "это не та деятельность, которая имеет конкретное правовое поле, как, например, деятельность юристов".
По его свидетельству, существует и другая проблема, связанная с лоббированием интересов или услугами по финансовой поддержке, поскольку определить ущерб, в том числе для российского суда, в случае невыполнения обязательств невозможно. Также суд в РФ не смог бы обязать Березовского и Патаркацишвили выполнить обязательства, "использовать связи с целью обеспечить приватизацию "Сибнефти".
Абрамович, давая ранее показания в суде, отметил, что нуждался в политической протекции со стороны истца, так как понял, что "один не удержал бы компанию "Сибнефть" в руках". При этом после выборов 1996 года Березовский, по словам Абрамовича, превратился в значительную политическую фигуру и фактически стал политическим руководителем большого бизнеса, и для него Березовский был "волнорезом, который снимал все вопросы".
Говоря о роли оппонента как "политической корпорации", Абрамович дал понять, что значительная роль Березовского в окружении президента Бориса Ельцина привлекала к нему весь крупный бизнес страны, который "оплачивал его услуги".
Ранее другой эксперт по российскому праву Илья Рачков сообщил, что многие российские бизнесмены, имевшие политический вес, в 90-х годах занимались лоббированием интересов, Березовский был в этом смысле не одинок - существовал целый рынок таких услуг.