Рейтинг@Mail.ru
МЧС: около 14 тысяч москвичей ежедневно звонят на "01" и "112" - РИА Новости, 01.12.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

МЧС: около 14 тысяч москвичей ежедневно звонят на "01" и "112"

© Иллюстрация РИА НовостиПожарная машина у здания школы. Архив
Пожарная машина у здания школы. Архив
Читать ria.ru в
Дзен
О том, как работают диспетчеры центра, по скольким адресам выезжают пожарные и спасатели каждый день и как часто вызовы оказываются ложными, в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости рассказала главный специалист Пожарно-спасательного центра Валентина Бондаренко.

Номер "01" знаком каждому с детства. Для многих он стал символом спасения и помощи. Сейчас, в эпоху мобильной связи, система вызова экстренных служб меняется, но цифры "01" остаются неизменными.

Информация обо всех чрезвычайных происшествиях в столице стекается в Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) главного управления МЧС РФ по Москве.

О том, как работают диспетчеры центра, по скольким адресам выезжают пожарные и спасатели каждый день и как часто вызовы оказываются ложными, в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА Новости Анне Гальчевой рассказала главный специалист Пожарно-спасательного центра Валентина Бондаренко.

- В ЦУКС поступают абсолютно все сигналы о пожарах и других происшествиях в Москве?

- Да, именно к нам стекаются все звонки, сделанные по номерам "01", телефону ЦУКС 637-22-22 и с мобильных телефонов по номеру "112", который обслуживается через автодозвон.

"Сердце" центра - оперативный зал дежурной службы "01" или дежурной части, где происходит прием и обработка всех звонков о пожарах, ДТП и других происшествиях. В смене работают 20 человек, график - сутки через трое. Зал разбит на несколько зон. "Нижние" ряды операторов отвечают за прием сообщений по линии "01", всего у нас 70 входящих линий. Далее расположены так называемые пульты высылки, там девушки-диспетчеры направляют по адресам пожарно-спасательные подразделения.

По любому из наших телефонов сразу отвечает диспетчер, снятие трубки занимает доли секунды.

Также операторы отвечают по многоканальному телефону 8 (495) 637-22-22 - сюда люди обращаются как с замечаниями по работе сотрудников, так и звонят с жалобами о захламленности в подъездах. Этот телефон мы сокращенно называем "телефоном доверия", ведь по нему поступают самые разные звонки. Кроме того, мы принимаем сообщения москвичей о серьезных коммунальных авариях, переадресовывая их потом соответствующим городским службам.

В ЦУКС поступают все звонки из Москвы и части Московской области - в Подмосковье мы выезжаем в радиусе 50 километров.

- Сколько звонков, в среднем, поступает за день?

- За сутки в общей сложности поступает порядка 12-14 тысяч звонков. Но это не значит, что на все эти сигналы выезжают пожарные и спасатели. Много звонков справочного характера - горожане обращаются по любым вопросам, например, спрашивают, как вызвать "скорую", полицию, как позвонить в ДЭЗ. Все эти звонки отрабатывает определенная группа диспетчеров. Нередко нам сообщают о каких-то коммунальных авариях, но тут мы реагируем в зависимости от масштаба ЧП. Когда происходят большие прорывы холодной или горячей воды, газовые аварии, пожарно-спасательные подразделения выезжают на место. В случае мелких аварии в квартирах, жилых помещениях, мы передаем позвонившим телефоны префектур, ДЭЗов, инженерных служб.

Кроме того, поступает немало звонков про разбитые градусники. Чаще всего мы по телефону объясняем, как можно собрать раскатившиеся шарики ртути. В принципе, спасательные отряды занимаются демеркуризацией, но в случае, если разлилось большое количество опасного вещества. Что касается градусников, мы, как правило, ограничиваемся консультацией. Однако если градусник разбился у очень пожилых людей или в семье с грудными детьми, спасатели, конечно, выезжают и оказывают помощь.

- А вызволить, например, застрявшую в коллекторе собаку или снять с высокого дерева котенка просят?

- Да, поступает множество звонков по спасению бездомных животных. Но в этих случаях пожарно-спасательные подразделения, согласно приказу главного управления, выезжают, только когда требуется специальный инструмент. А вообще бездомными животными в Москве занимается департамент коммунального хозяйства. К сожалению, не все жители столицы об этом знают.

Кроме того, сейчас многие держат дома экзотических животных, и они оттуда убегают. Спасателям иногда приходится ловить попугаев, снимать с деревьев игуан. За это лето, наверное, 5-7 игуан сотрудники МЧС передали в Московский зоопарк. Бывает, что отлавливаем змей. Но, к сожалению, для этого у нас нет специального оборудования.

- Сколько же звонков из этого огромного количества действительно касаются экстренных случаев, чрезвычайных ситуаций?

- За сутки пожарно-спасательные подразделения выезжают примерно по 200-250 вызовам. Все остальное - практически звонки справочного характера или ошибочные обращения.

Конечно, число вызовов увеличивается в периоды пиковых нагрузок. Например, уже сейчас, в декабре, количество звонков у нас растет. Начинается похолодание, люди начинают использовать обогреватели, чаще происходят пожары в подвалах, на чердаках, где обосновываются бездомные. А впереди у нас новогодняя ночь, на которую приходится пик звонков. Их число вырастает минимум в два раза. Но это не говорит о том, что у всех случилась беда. В Новый год идет много звонков с поздравлениями, и мы очень благодарны москвичам, но просим не звонить нам, чтобы поздравить! Кроме того, в праздники обычно чаще горят балконы из-за петард и фейерверков.

- А каково количество ложных вызовов?

- Где-то 10%, их число колеблется. Обострение отмечается в период школьных каникул - дети много звонят. В новогодние каникулы, а также в конце августа - начале сентября всегда возрастает число ложных звонков.

- Телефонных хулиганов как-то наказывают?

- В принципе, у нас определяются все номера, с которых нам звонят, за исключением редких случаев. Иногда мы уже знаем, что вызов ложный и знаем, кто звонит, т.к. постоянно звонят одни и те же люди. Эти номера мы передаем в полицию. В случаях, когда звонят дети, мы иногда сами перезваниваем вечером родителям, проводим беседу, так что приходится проводить еще и воспитательную работу.

- Очевидно, что диспетчерам ЦУКС приходится принимать звонки от людей, которые находятся в состоянии паники, стресса, бывает, даже на грани самоубийства. Проходят ли операторы специальную психологическую подготовку?

- Специалистов-психологов у нас в смене нет, но есть отдельная психологическая служба МЧС, с которой мы работаем. В основном, звонки, связанные с суицидом, переводим в службу экстренной психологической помощи, где есть подготовленные специалисты.

Часто случается, что люди, склонные к суициду, выпивают таблетки, а потом осознают, что наделали. Они звонят сюда и просят о помощи. Мы держим человека на линии, сразу же высылаем "скорую", психолога, обязательно ближайшее пожарно-спасательное подразделение. Бывает, на момент прибытия экстренных служб человек находится уже в таком состоянии, когда не может открыть дверь сам. Тогда спасатели вскрывают дверь и, если медиков еще нет, оказывают человеку первую помощь. Кроме того, мы вызываем по этому адресу наряд полиции.

- А как поступают диспетчеры ЦУКС в случае с комплексными ЧП, требующими вмешательства многих служб города?

- Со всеми службами города, экстренными и коммунальными, у нас есть соглашение и прямая связь. Если к нам поступил звонок и мы понимаем, что ситуация сложная, высылаем на место все необходимые службы - "скорую", Мосгаз, Мосводоканал и другие.

- Нередко в случае ЧП у человека под рукой есть только мобильный телефон. Как с него максимально быстро вызвать пожарных, чтобы не терять драгоценное время?

- Сейчас абоненты "МТС" и "Скайлинк" при наборе номера "112" попадают в коммерческую службу ЗАО "Московская служба спасения". Все остальные операторы при наборе "112" соединяют с автоответчиком, который предлагает человеку дополнительно набрать "1", "2" или "3", в зависимости от того, кто нужен позвонившему - пожарная охрана, полиция или медики. Потеря времени при этом составляет какие-то доли секунды. Главное, чтобы люди знали, как вызвать помощь с мобильного телефона и не терялись в экстренных случаях. Кстати, номер "112" можно набрать с мобильного, даже если в нем нет сим-карты и нет средств на счету.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала