Марина Селина, РИА Новости.
Министерство культуры вынесло на общественное обсуждение документ, который, как полагают его критики, может привести к ужесточению правил допуска кинофильмов в российский прокат. Он регламентирует порядок выдачи прокатных удостоверений на зарубежные и произведенные в России фильмы.
Публикация регламента вызвала общественный резонанс, поскольку формулировки таковы, что вне закона может оказаться чуть ли не большинство фильмов. Подобные регламенты существовали и раньше, подчеркивают эксперты, и вопрос в том, как чиновники будут применять новый документ. Само Министерство культуры отрицает наличие каких-либо планов введения киноцензуры.
"Дополнительный фактор коррупции"
Культурное ведомство представило полный перечень оснований (регламент опубликован на сайте Министерства экономического развития), по которым создателям или прокатчикам может быть отказано в выдаче прокатного удостоверения, дающего право на показ фильма в кинотеатрах. Фильм может оказаться под запретом, если он содержит, например, сцены, пропагандирующие культ насилия и жестокости, порнографию, или публичные призывы к экстремизму.
В СМИ и блогосфере после публикации документа появились тревожные комментарии по поводу того, что многие фильмы, в том числе, затрагивающие важные и серьезные темы, например, такие как, война, терроризм, межнациональные отношения, теперь не будут доходить до российского зрителя.
Представители киноиндустрии пока не спешат волноваться. "Чиновники должны разработать критерии, на основании которых они смогут запрещать фильмы, все это непросто, и необходимо время", - сказал РИА Новости главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей. По его словам, теоретически и раньше большинство фильмов можно было запретить, но никто этого не делал.
То, что Минкультуры не планирует вводить цензуру в прокате, подчеркивает замминистра Екатерина Чуковская. В настоящее время Министерство не выдает прокатное удостоверение только тем лентам, где присутствуют некоторые разновидности порнографии и раздаются призывы к свержению существующего строя, пояснила она в интервью "Эху Москвы".
Но эксперты все-таки находят поводы для беспокойства. "Сомневаюсь, что государство будет советоваться с профессионалами относительно выработки критериев допуска фильмов к прокату, - считает психолог, телевизионный консультант Ольга Маховская. - Мы живем в стране, где кино и телевидение является прибыльной сферой, а потому новые регламенты могут быть дополнительными факторами коррупции".
О том, что дорога кинофильмов к российскому зрителю может стать более сложной, предупреждают и юристы. "В сентябре вступит в силу новый закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, что также может повысить уровень цензуры в кино", - поясняет управляющий партнер коллегии медиаюристов Федор Кравченко.
Под запретом все
У общественности не так уж много времени, чтобы высказать свои "за" и "против" по поводу возможной цензуры в кино. Публичное обсуждение документа продлится до 8 декабря.
Кроме пропаганды насилия, жестокости, порнографии и призывов к экстремизму, под запретом сюжеты о наркомании, если в них есть информация о способах изготовления и местах приобретения наркотиков. Запрещенными к прокату могут быть и фильмы, информирующие зрителей о запретных экстремистских организациях. Отказать в прокате чиновники могут также и в том случае, если в фильме будут замечены скрытые кадры или иные технические приемы, влияющие на подсознание зрителя и пагубно действующие на его здоровье.
"Я впервые слышу о том, что Министерство культуры готовит новые правила допуска фильмов к прокату, в кинематографических кругах это не обсуждалось", - сказал РИА Новости генеральный продюсер кинокомпании "Рекун-Синема" Илья Неретин.
"Потенциально любой подобный регламент может создать проблемы на кинорынке, если применять расширенное толкование понятий. Например, когда показывают войну, там убивают, но являются ли подобные сцены сценами насилия? Если да, то тогда можно все фильмы о войне запретить", - размышляет Неретин.
Зачем кино регламент?
Впрочем, эксперты не верят, что Министерство культуры начнет резко ограничивать допуск фильмов к российскому зрителю. В появлении регламента ничего удивительного нет, поскольку министерства должны разрабатывать подобные документы в рамках законодательства о госуслугах, пояснил Федор Кравченко.
"Министерство культуры не могло в своем приказе написать ничего нового, все это уже есть в существующих законах, в том числе в законодательстве о недопущении экстремизма, и может и без регламента успешно применяться, но я не наблюдаю явных злоупотреблений этими нормами", - говорит Даниил Дондурей.
Когда регламент Минкультуры был опубликован, появились предположения, что появление документа связано с недавним выступлением Владимира Путина на заседании совета по развитию отечественной кинематографии. Премьер предложил российскому киносообществу сформулировать кодекс этических норм. Но он пояснил, что речь не идет о жестких требованиях, ограничивающих свободу творчества.
Однако спустя несколько дней появился столь обеспокоивший общественность регламент. "Не стоит смешивать эти два события, в речах Путина не было призывов к регламентации, да и регламенты так быстро не появляются", - уверен Дондурей.
Схожего мнения придерживается и глава компании "Movie Research" (проводит исследования в области кино) Олег Иванов. "Путин призывал кинематографистов собраться и подумать самостоятельно о том, как сделать кино более нравственным. А то, что появлению этого регламента придают шумиху, это просто подогревание настроений, никаких сверхмер государство не вводит", - считает Иванов.
Прецедентов мало, но проблемы возможны
Тем не менее, случаи запрета кинофильмов в России уже есть. Один из примеров - фильм режиссера Павла Бардина "Россия 88". Картина посвящена теме неонацистского движения в России. В центре сюжета история о том, как банда скинхэдов "Россия 88" снимает агитационные ролики для интернета.
Фильм получил скандальную известность в 2009 году в связи с судебным процессом о признании его экстремистским. Судебного решения по фильму вынесено не было. Генпрокуратура отозвала иск, чтобы провести комплексную экспертизу. Но в широкий прокат фильм так и не вышел, несмотря на то, что стал лауреатом премии "Ника".
Несмотря на то, что возможное ужесточение правил выдачи прокатных удостоверений может ограничить свободу режиссеров, в кинематографической среде признают, что ситуация в кино нуждается в контроле. Но он должен помогать бороться с тем, что действительно наносит вред людям и обществу.
"Цензура необходима, но тем режиссерам, у которых нет своего внутреннего ценза, которые поставляют на экраны огромное количество той гадости, что мы сегодня наблюдаем. Если у режиссера есть совесть, то никакая цензура ему не нужна", - сказал РИА Новости кинорежиссер Сергей Соловьев.
"Кинематограф сейчас очень сильно мутирует, в фильмах напичкано что угодно, возможно, государство как-то пытается взять этот рынок под контроль", - считает Ольга Маховская. Но должны быть ясные критерии, что можно, а что нельзя, необходимо привлекать специалистов к выработке критериев и экспертизе, уверена Маховская. "Сегодня специалистов к таким вещам не привлекают, а закрытость экспертизы - один из показателей того, что она не профессиональна", - говорит эксперт.
Не исключено, что дополнительный контроль может распространиться не только на кинотеатры, но и на телекомпании, размышляет Федор Кравченко. "Сегодня телекомпании, допуская к эфиру тот или иной фильм, действуют в рамках закона о СМИ, они не обязаны проходить через бюрократическую волокиту, если у фильма нет прокатного удостоверения, поскольку закон о СМИ [и так] предусматривает запреты на пропаганду сцен насилия, экстремизма, наркотиков. Но есть вероятность, что все идет к тому, чтобы заставить показывать телекомпании только те фильмы, которые получили прокатные удостоверения", - поясняет юрист.
В сентябре 2012 года в силу вступает новый закон о защите детей от информации, вредной для их здоровья и развития. "Прокатные удостоверения могут стать своего рода паспортами аудио-визуального произведения и с точки зрения нового закона", - предполагает Федор Кравченко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции