ЛОНДОН, 28 ноя — РИА Новости, Елена Пахомова. Крупнейшие аукционные дома открывают в понедельник в Лондоне традиционную осеннюю сессию торгов русским искусством, выставляя на продажу одни из самых обширных и богатых на шедевры коллекций за последнее время.
Верещагин и Васнецов на Christie's
Аукционный дом Christie's вечерних — самых престижных — торгов русским искусством вновь не проводит, при этом выставляемая коллекция включает немало уникальных работ как для арт-рынка, так и для самого аукциона.
Например, аукционный дом выставляет на продажу скульптуру Марка Антокольского "Мефистофель" высотой 170 сантиметров. Столь большая бронзовая скульптура на русских торгах Christie's появляется впервые (эстимейт 150-200 тысяч фунтов стерлингов).
Среди живописных работ, которые будут проданы 28 ноября, центральными лотами аукциона станут полотна Василия Верещагина и Виктора Васнецова.
"Богатырь" Васнецова — как раз случай редчайшей для рынка живописной работы. Полотно до сих пор было практически неизвестно, при том, что оно является частью знаменитой серии, флагманом которой стали знаменитые "Богатыри" — один из символов коллекции Третьяковской галереи. К теме богатырей Васнецов вернулся в 1915 году, когда написал картину "Илья Муромец", на сегодняшний день находящуюся в доме-музее художника в Москве. Выставляемая на продажу картина является более поздней версией этой работы, датированной 1920 годом.
Как рассказал РИА Новости глава международного отдела русского искусства Christie's Алексей Тизенгаузен, "Богатырь" попал в аукционный каталог в последний момент после того, как предложение о продаже поступило от британской семьи. Дед этого семейства некогда эмигрировал из России, при этом он лично дружил с художником, и в коллекции британцев остались предметы, подписанные на память самим Васнецовым.
Предварительная оценка составляет 300-500 тысяч фунтов стерлингов, что может показаться достаточно скромным эстимейтом, но Тизенгаузен уверяет, что Васнецова такого формата и такой тематики на аукционах еще не было, а значит, не сформировалось к ним и отношение рынка.
Еще одной центральной работой торгов обещает стать монументальное, музейного качества полотно Верещагина "Распятие на кресте у римлян" из собрания Бруклинского музея (эстимейт от 1 до 1,5 миллионов фунтов стерлингов).
Руководство музея пришло к выводу, что картина несколько выделяется из общего массива образцов русского искусства конца XIX — начала XX века, представленного в их собрании в основном творениями представителей русского модерна и авангарда. В результате работа, достойная широкого экспонирования (она была получена музеем в дар), в последний раз выставлялась на публике в 1932 году.
Имеющее стабильно высокий эстимейт на аукционах творчество Натальи Гончаровой будет представлено полотном "Весна" (эстимейт 400-600 тысяч фунтов) в характерном для художницы стиле. Эта картина была подарена Гончаровой отцу настоящего владельца Рональду Элли, который был ее другом и хранителем собрания произведений модернизма лондонской галереи Tate в 1965-1986 годах.
Christie's продолжает расширять секцию послевоенного российского искусства, по-прежнему представленное на аукционе достаточно небольшой коллекцией. В секции направления центральной работой станет картина Ильи Кабакова "Пейзаж с соснами" 1989 года (эстимейт 250-350 тысяч фунтов). На торги она выставляется в рамках инсталляции 1990 года — вместе с двумя отрезами фанеры и накинутыми на нее плавками — под названием "Сошел с ума, разделся и убежал голый", демонстрировавшейся в Нью-Йорке в том же году.
Русское декоративно-прикладное искусство будет представлено двумя парами фарфоровых ваз, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе в эпоху правления Николая I. Пара больших ваз с копиями картин Филипса Ваувермана имеет самый высокий на нынешних русских торгах Christie's эстимейт — 1,7-2,2 миллиона фунтов стерлингов.
Бенуа и серебряный поезд у Sotheby's
Топ-лотами вечерних торгов аукциона Sotheby's в понедельник выбраны работы Николая Рериха, Алексея Боголюбова, Константина Маковского, Петра Кончаловского, Наталии Гончаровой.
"Град обреченный" — одна из важнейших предвоенных работ Рериха, созданная в 1915 году (эстимейт 400-600 тысяч фунтов). Этой пророческой работой в преддверии начала Первой мировой в свое время восхищался Максим Горький. Писателю и подарил картину сам Рерих. В последний раз картина выставлялась в 1937 на выставке, открывшей Музей Рериха в Риге.
Еще одной значимой работой этих торгов станет картина Алексея Боголюбова "Ростральные колонны у здания биржи, Санкт-Петербург" 1878 года, на которой изображен ночной, освещенный луной пейзаж родного города художника. Это одна из крупнейших работ Боголюбова, когда-либо выставлявшихся на торги, и аукцион планирует получить за нее от 500 до 700 тысяч фунтов.
Центральным лотом Sotheby's выставит дореволюционную работу Петра Кончаловского "Татарский натюрморт" (эстимейт 500-700 тысяч фунтов). Картина происходит из коллекции польского арт-критика Вальдемара Георга, который подарил ее на свадьбу главному редактору газеты La Presse, в которой он работал.
В секции декоративно-прикладного искусства Sotheby's, среди прочего, выставляет механическую модель поезда, выполненную из серебра (эстимейт 15-20 тысяч фунтов). Предположительно, это был подарок императору Николаю II во время его визита на Брянский машиностроительный завод в 1915 году.
Игрушечный поезд, который перевозит уголь, заводится ключом, украшен эмблемой завода, и, очевидно, он должен был перейти к сыну императора цесаревичу Алексею.
Еще одной редкой работой в этом разделе станет коронационный альбом царя Александра II (эстимейт 60-80 тысяч фунтов). Это первое издание альбома коронации 26 августа 1856, и состоит оно из цветных иллюстраций и гравюр, изображающих церемонию.
Во вторник 29 ноября в Sotheby's пройдет другой важный аукцион — торги работами Александра Бенуа.
Коллекция из 130 выполненных на бумаге рисунков Бенуа из частного собрания семьи художника охватывает весь творческий путь художника — от пейзажей до эскизов к "Русским балетам" Сергея Дягилева. Это, по словам представителей Sotheby's, самая большая в новейшей истории коллекция работ Бенуа, выставляемая на торги.
В коллекцию вошли акварели, книжные иллюстрации, эскизы, а также изображения семьи художника, что дает возможность заглянуть в личную жизнь Бенуа. В числе основных лотов "Большой Каменный театр, заснеженный Петербург" (эстимейт 20-30 тысяч фунтов стерлингов), серия видов Версаля, театральные эскизы к балетам "Соловей" и "Спящая красавица", выполненные на бумаге чернилами, акварелью и гуашью (30-50 и 10-15 тысяч фунтов соответственно). Особый интерес, ожидает Sotheby's, вызовут картины, изображающие жизнь самого Бенуа, как, например, "Семья художника в Вилла-Рустан" (8-12 тысяч фунтов).
Аукцион планирует собрать по итогам торгов от 830 тысяч до 1,2 миллиона фунтов стерлингов.
Купчиха MacDougall's
Ключевой работой аукциона MacDougall's станет "Купчиха" Бориса Кустодиева. Написанная маслом, но очень тонко, картина изображает характерный для художника сюжет из жизни купеческого класса с яркими, насыщенными цветами. При этом при инфракрасном анализе картины эксперты аукциона обнаружили исходный рисунок с совсем другой композицией, который впоследствии Кустодиев изменил.
Работа оценена в 1,2 — 1,8 миллиона фунтов. В последний раз она выставлялась в 1924 году в Штатах на выставке русских художников, одним из организаторов которой был Игорь Грабарь. Затем она долго находилась в частной коллекции, а в 1998 году она была продана на Sotheby's.
Другими интересными лотами торгов стали два похожих рисунка Натальи Гончаровой, выполненные углем и пастелью на бумаге. Части диптриха "Девушка с соломенной шляпой" отличаются только тем, что на одном из рисунков девушка изображена в профиль. Это ранние работы Гончаровой начала 1920-х годов.
Рисунки будут проданы отдельно, и оценены они в 120-180 тысяч фунтов каждый. В секции послевоенного искусства MacDougall's выставляет интересную коллекцию нонконформистов из собрания итальянского торгового представителя, работавшего в Москве в середине прошлого века.
Из 60 работ 15 — картины Бориса Свешникова, с которым итальянец дружил лично. При этом многие произведения являются образцами раннего творчества Свешникова, включая работы лагерного периода.
Поленов и императорский альбом на Bonhams
Еще один аукцион — Bonhams — проведет русские торги, центральными лотами которых станут две картины Василия Поленова. Обе работы — признанные шедевры "золотого века" российской живописи 19 века. "Христос и грешница (Кто из вас без греха?)" (1,2-1,8 миллиона фунтов) и "Он виновен в смерти" (600-800 тысяч фунтов) являются частью монументальной серии художника "Жизнь Христа", в которую входило 60 работ.
Поленов работал над ней почти два десятилетия, и все вместе картины выставлялись лишь однажды, на выставке в России в 1909 году. Позже эта серия должна была выставляться в США и плыть через Атлантику на злополучном "Титанике", однако задержки в доставке уберегли работы от печальной судьбы.
Картины из "Жизни Христа" разошлись по российским музеям.
Ни один аукцион Bonhams не обходится без Николая Рериха. На этот раз на торги выставляется его "Большой каньон" с оценкой в 200-300 тысяч фунтов.
Еще одним важным лотом на торгах станут два альбома ювелирных украшений великой княгини Ксении Александровны с описаниями и иллюстрациями драгоценностей, принадлежавших ей и ее семье. В двух томах собраны изображения более тысячи предметов из коллекции княгини, дочери императора Александра III и сестры Николая II, датированные 1880-1912 годами.
Эксперты Bonhams оценили альбомы, которые выставляются на продажу одним лотом, в 150-250 тысяч фунтов стерлингов.
Ксения Александровна и другие члены ее семьи получали украшения в качестве подарков на знаменательные даты, в именины и дни рождения, на Рождество и Пасху от своего окружения и многих родственников. Таким образом альбомы не столько отражают богатство Романовых, сколько являются семейной летописью, рассказывая о важных событиях в семье.